Слово «лампада» (также употребляются «лампадарий» и «лампадофор») произошло от греческих слов «свет», «светило», «факел». В византийских и русских храмах так называют светильник перед образом, иконой. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. Лампады считаются наиболее древним предметом православной церковной утвари.
Лампада представляет собой наполненный маслом сосуд, который зажигают перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Лампада состоит из нескольких частей: подлампадника, металлического или, реже, стеклянного либо фарфорового, вставки — собственно стаканчика, в который наливают масло, — подвеса — цепочки, на которой держится сама лампада, — и дымника, улавливающего копоть. Создание стеклянных вставок для лампад, в которые наливают масло, — особое мастерство, ему на Руси уделяли немалое внимание. Цветные стеклянные лампады, украшенные гранями и узорами, в православном мире именовали «русскими».
История производства лампад и церковной утвари на Дятьковском хрустальном заводе началась в первой половине XIX века и связана с завершением строительства храма Преображения. Именно эта постройка раскрыла неограниченные возможности использования хрусталя и цветных стекол в декоре интерьера. Преображенский храм был построен в 1810 году на средства И.А. Мальцова. По воспоминаниям очевидцев и сохранившимся описаниям, храм представлял собой удивительное по красоте зрелище: все убранство церкви — люстры, канделябры, подсвечники — было выполнено из цветного стекла и хрусталя.
Экспонат Музея хрусталя выполнен из трехслойного (бесцветного, «золотого рубина», молочного) стекла. Полусферическое тулово вставлено в чеканный металлический ободок и декорировано алмазной гранью в виде «ямок», «пальцев», «сетки» из парных клиновидных граней. В специальные отверстия металлического обруча крепятся подвески, выполненные из стекла и состоящие из двух разделенных частей. В нижней части тулова декоративный элемент крепится при помощи металлического стержня. Завершает лампаду бусина, выполненная из молочного стекла. Коптильник лампады выполнен из металла. Подвес — бусы из молочного стекла.
Лампада представляет собой наполненный маслом сосуд, который зажигают перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Лампада состоит из нескольких частей: подлампадника, металлического или, реже, стеклянного либо фарфорового, вставки — собственно стаканчика, в который наливают масло, — подвеса — цепочки, на которой держится сама лампада, — и дымника, улавливающего копоть. Создание стеклянных вставок для лампад, в которые наливают масло, — особое мастерство, ему на Руси уделяли немалое внимание. Цветные стеклянные лампады, украшенные гранями и узорами, в православном мире именовали «русскими».
История производства лампад и церковной утвари на Дятьковском хрустальном заводе началась в первой половине XIX века и связана с завершением строительства храма Преображения. Именно эта постройка раскрыла неограниченные возможности использования хрусталя и цветных стекол в декоре интерьера. Преображенский храм был построен в 1810 году на средства И.А. Мальцова. По воспоминаниям очевидцев и сохранившимся описаниям, храм представлял собой удивительное по красоте зрелище: все убранство церкви — люстры, канделябры, подсвечники — было выполнено из цветного стекла и хрусталя.
Экспонат Музея хрусталя выполнен из трехслойного (бесцветного, «золотого рубина», молочного) стекла. Полусферическое тулово вставлено в чеканный металлический ободок и декорировано алмазной гранью в виде «ямок», «пальцев», «сетки» из парных клиновидных граней. В специальные отверстия металлического обруча крепятся подвески, выполненные из стекла и состоящие из двух разделенных частей. В нижней части тулова декоративный элемент крепится при помощи металлического стержня. Завершает лампаду бусина, выполненная из молочного стекла. Коптильник лампады выполнен из металла. Подвес — бусы из молочного стекла.