Автолитография «Побег» — работа из серии иллюстраций к повести Фёдора Достоевского «Записки из Мёртвого дома».
Автолитография пришла на смену гравюре. Автор при помощи специальных чернил создает изображение, которое затем переносят на поверхность камня. Камень обрабатывают химическим раствором, после чего он может служить печатной формой для оттиска копий изображений.
По центру нижнего края автолитографии рукописным шрифтом выполнена надпись «Бежали же…». По сюжету повести, несколько каторжников пытались бежать, но были пойманы и строго наказаны. Однако этот случай был встречен с энтузиазмом, каторжники выкрикивали с восторгом: «Бежали же!».
В «Записках из Мёртвого дома» Достоевский писал: «Весть уже облетела всех. Все принимали известие с какою-то необыкновенною, затаённою радостью. У всех как-то вздрогнуло сердце… Кроме того, что этот случай нарушил монотонную жизнь острога и раскопал муравейник, — побег, и такой побег, как-то родственно отозвался во всех душах и расшевелил в них давно забытые струны; что-то вроде надежды, удали, возможности переменить свою участь зашевелилось во всех сердцах. „Бежали же ведь люди: почему ж?..“ И каждый при этой мысли приободрялся и с вызывающим видом смотрел на других. По крайней мере все вдруг стали какие-то гордые и свысока начали поглядывать на унтер-офицеров. Разумеется, в острог тотчас же налетело начальство. Приехал и сам комендант. Наши приободрились и смотрели смело, даже несколько презрительно и с какой-то молчаливой, строгой солидностью: „Мы, дескать, умеем дела обделывать“. Само собой, что о всеобщем посещении начальства у нас тотчас же предугадали. Предугадали тоже, что непременно будут обыски, и заранее всё припрятали. Знали, что начальство в этих случаях всегда крепко задним умом. Так и случилось: была большая суматоха; всё перерыли, всё переискали и — ничего не нашли, разумеется. На послеобеденную работу отправили арестантов под конвоем усиленным. К вечеру караульные наведывались в остроге поминутно; пересчитали людей лишний раз против обыкновенного; при этом обсчитались раза два против обыкновенного. От этого вышла опять суетня: выгнали всех на двор и сосчитали сызнова. Потом просчитали ещё раз по казармам… Одним словом, много было хлопот».
Автолитография пришла на смену гравюре. Автор при помощи специальных чернил создает изображение, которое затем переносят на поверхность камня. Камень обрабатывают химическим раствором, после чего он может служить печатной формой для оттиска копий изображений.
По центру нижнего края автолитографии рукописным шрифтом выполнена надпись «Бежали же…». По сюжету повести, несколько каторжников пытались бежать, но были пойманы и строго наказаны. Однако этот случай был встречен с энтузиазмом, каторжники выкрикивали с восторгом: «Бежали же!».
В «Записках из Мёртвого дома» Достоевский писал: «Весть уже облетела всех. Все принимали известие с какою-то необыкновенною, затаённою радостью. У всех как-то вздрогнуло сердце… Кроме того, что этот случай нарушил монотонную жизнь острога и раскопал муравейник, — побег, и такой побег, как-то родственно отозвался во всех душах и расшевелил в них давно забытые струны; что-то вроде надежды, удали, возможности переменить свою участь зашевелилось во всех сердцах. „Бежали же ведь люди: почему ж?..“ И каждый при этой мысли приободрялся и с вызывающим видом смотрел на других. По крайней мере все вдруг стали какие-то гордые и свысока начали поглядывать на унтер-офицеров. Разумеется, в острог тотчас же налетело начальство. Приехал и сам комендант. Наши приободрились и смотрели смело, даже несколько презрительно и с какой-то молчаливой, строгой солидностью: „Мы, дескать, умеем дела обделывать“. Само собой, что о всеобщем посещении начальства у нас тотчас же предугадали. Предугадали тоже, что непременно будут обыски, и заранее всё припрятали. Знали, что начальство в этих случаях всегда крепко задним умом. Так и случилось: была большая суматоха; всё перерыли, всё переискали и — ничего не нашли, разумеется. На послеобеденную работу отправили арестантов под конвоем усиленным. К вечеру караульные наведывались в остроге поминутно; пересчитали людей лишний раз против обыкновенного; при этом обсчитались раза два против обыкновенного. От этого вышла опять суетня: выгнали всех на двор и сосчитали сызнова. Потом просчитали ещё раз по казармам… Одним словом, много было хлопот».