Иллюстрация «Орла выпускают» к «Запискам из Мёртвого дома» Федора Достоевского была создана в Москве в 1981 году в серии иллюстраций к повести. Повесть Достоевского знакомит читателя с бытом заключённых преступников в Сибири второй половины XIX века. Писатель художественно переосмыслил всё увиденное и пережитое за четыре года каторги в Омске (с 1850 по 1854 годы), куда был сослан по делу петрашевцев. Работа над произведением продолжалась с 1860 по 1862 года, первые главы повести были опубликованы в журнале «Время».
На иллюстрации «Орла выпускают» изображена птица, парящая над чёрным полем, в нижней части поля надпись: «Волю почуял», слева и справа — арестанты. По сюжету повести, в остроге некоторое время жил орёл (каракуш). Его нашли раненым в остроге, и он не мог летать. Примерно через три месяца арестанты решили его отпустить на свободу: «Пусть хоть околеет, да не в остроге».
В «Записках из Мёртвого дома» Достоевский так описал эту сцену: «Раз после обеда, когда пробил барабан на работу, взяли орла, зажав ему клюв рукой, потому что он начал жестоко драться, и понесли из острога. Дошли до вала. Человек двенадцать, бывших в этой партии, с любопытством желали видеть, куда пойдет орел. Странное дело: все были чем-то довольны, точно отчасти сами они получили свободу. — Ишь, собачье мясо: добро ему творишь, а он все кусается! — говорил державший его, почти с любовью смотря на злую птицу. — Отпущай его, Микитка! — Ему, знать, черта в чемодане не строй. Ему волю подавай, заправскую волю-волюшку. Орла сбросили с валу в степь. Это было глубокою осенью, в холодный и сумрачный день. Ветер свистал в голой степи и шумел в пожелтелой, иссохшей, клочковатой степной траве. Орел пустился прямо, махая больным крылом и как бы торопясь уходить от нас куда глаза глядят. Арестанты с любопытством следили, как мелькала в траве его голова. — Вишь его! — задумчиво проговорил один.— И не оглянется! — прибавил другой. — Ни разу-то, братцы, не оглянулся, бежит себе! — А ты думал, благодарить воротится? — заметил третий. — Знамо дело, воля. Волю почуял. — Слобода, значит. — И не видать уж, братцы… — Чего стоять-то? марш! — закричали конвойные, и все молча поплелись на работу».
На иллюстрации «Орла выпускают» изображена птица, парящая над чёрным полем, в нижней части поля надпись: «Волю почуял», слева и справа — арестанты. По сюжету повести, в остроге некоторое время жил орёл (каракуш). Его нашли раненым в остроге, и он не мог летать. Примерно через три месяца арестанты решили его отпустить на свободу: «Пусть хоть околеет, да не в остроге».
В «Записках из Мёртвого дома» Достоевский так описал эту сцену: «Раз после обеда, когда пробил барабан на работу, взяли орла, зажав ему клюв рукой, потому что он начал жестоко драться, и понесли из острога. Дошли до вала. Человек двенадцать, бывших в этой партии, с любопытством желали видеть, куда пойдет орел. Странное дело: все были чем-то довольны, точно отчасти сами они получили свободу. — Ишь, собачье мясо: добро ему творишь, а он все кусается! — говорил державший его, почти с любовью смотря на злую птицу. — Отпущай его, Микитка! — Ему, знать, черта в чемодане не строй. Ему волю подавай, заправскую волю-волюшку. Орла сбросили с валу в степь. Это было глубокою осенью, в холодный и сумрачный день. Ветер свистал в голой степи и шумел в пожелтелой, иссохшей, клочковатой степной траве. Орел пустился прямо, махая больным крылом и как бы торопясь уходить от нас куда глаза глядят. Арестанты с любопытством следили, как мелькала в траве его голова. — Вишь его! — задумчиво проговорил один.— И не оглянется! — прибавил другой. — Ни разу-то, братцы, не оглянулся, бежит себе! — А ты думал, благодарить воротится? — заметил третий. — Знамо дело, воля. Волю почуял. — Слобода, значит. — И не видать уж, братцы… — Чего стоять-то? марш! — закричали конвойные, и все молча поплелись на работу».