В третьем зале экспозиции представлены резные изделия второго крупного центра художественной жизни начала XX века — Талашкина, имения княгини Марии Тенишевой под Смоленском. На рубеже XIX–XX веков известная меценатка, коллекционер и художница Мария Тенишева создала в Талашкине художественный центр, получивший европейскую известность.
Творческая атмосфера Талашкина привлекала многих выдающихся деятелей русской культуры. Здесь бывали и работали живописцы Михаил Врубель, Николай Рерих, Александр Бенуа, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Илья Репин и другие. История Талашкина началась с создания в 1887 году сельскохозяйственной школы для крестьянских детей. В школе большое внимание уделяли художественному воспитанию, и каждый ученик обязательно изучал одно из ремесел. Ремесленные мастерские, первоначально созданные для учеников, довольно скоро вышли за рамки учебных планов и превратились в художественно-промышленные. Помимо учащихся и выпускников школы здесь работали мастера из местных кустарей. Благодаря рекомендации Михаила Врубеля для руководства мастерскими в 1900 году был приглашен художник Сергей Малютин, проработавший в Талашкине больше трех лет.
После ухода Сергея Малютина талашкинскими мастерскими руководил художник Александр Зиновьев.
Основным видом художественных работ была резьба по дереву. Солнце и звезды, русалки и львы — все эти образы охотно переносились в декор резной мебели, шкатулок, ковшей и рамочек для фотографий. Они формировали новую стилистику жилых интерьеров и задавали моду на «русское» в мире.
Перед нами ковш-ендова, выполненный по рисунку Марии Тенишевой. Ендовой называлась низкая и широкая медная или деревянная посуда, которую использовали для подачи алкогольных напитков (пива, браги или вина) на праздничный стол. Из ендовы их разливали по чаркам или стаканам.
Творческая атмосфера Талашкина привлекала многих выдающихся деятелей русской культуры. Здесь бывали и работали живописцы Михаил Врубель, Николай Рерих, Александр Бенуа, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Илья Репин и другие. История Талашкина началась с создания в 1887 году сельскохозяйственной школы для крестьянских детей. В школе большое внимание уделяли художественному воспитанию, и каждый ученик обязательно изучал одно из ремесел. Ремесленные мастерские, первоначально созданные для учеников, довольно скоро вышли за рамки учебных планов и превратились в художественно-промышленные. Помимо учащихся и выпускников школы здесь работали мастера из местных кустарей. Благодаря рекомендации Михаила Врубеля для руководства мастерскими в 1900 году был приглашен художник Сергей Малютин, проработавший в Талашкине больше трех лет.
После ухода Сергея Малютина талашкинскими мастерскими руководил художник Александр Зиновьев.
Основным видом художественных работ была резьба по дереву. Солнце и звезды, русалки и львы — все эти образы охотно переносились в декор резной мебели, шкатулок, ковшей и рамочек для фотографий. Они формировали новую стилистику жилых интерьеров и задавали моду на «русское» в мире.
Предметы, представленные в этом зале, демонстрируют весь диапазон выпускавшихся в Талашкине резных изделий. Это шкатулки, ларцы, рамки, ковши и многое другое. Среди хранящихся в музее есть как тиражировавшиеся небольшими партиями работы, так и уникальные произведения, не имеющие копий. На некоторых из них имеются монограммы и авторские подписи.
Перед нами ковш-ендова, выполненный по рисунку Марии Тенишевой. Ендовой называлась низкая и широкая медная или деревянная посуда, которую использовали для подачи алкогольных напитков (пива, браги или вина) на праздничный стол. Из ендовы их разливали по чаркам или стаканам.