Представленные в этой части экспозиции работы керамистов Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища объединены общей темой. Работы посвящены образам жителей допетровской Руси и интерпретируют традиционный русский костюм.
Училище было основано графом Сергеем Строгановым в 1825 году в Москве. Первоначально это была «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Сам Строганов — представитель известной фамилии богатейших промышленников, участник Отечественной войны 1812 года, поборник просвещения, попечитель Московского учебного округа, активно выступал за развитие национального искусства.
«Цель данного заведения состоит в том, чтобы молодым людям (от 10 до 16 лет), посвящающим себя разного рода ремеслам и мастерствам, доставить случай приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии давать изделиям своим возможное совершенство», — писал он. Обучение и питание для большинства учеников были бесплатными, в училище принимались дети разночинцев и крепостных.
Широко известна серия «Народности России», созданная на Императорском фарфоровом заводе в конце XVIII века, в которой костюмы жителей регионов России и представителей различных профессий были выполнены с документальной точностью. Жанровую скульптуру строгановской мастерской, напротив, в первую очередь отличала декоративность.
Скульптура «Дьяк», представленная в экспозиции, изображает «государева человека» в момент оглашения им царского указа. Фарфоровую фигуру доверили расписать ученице третьего класса Софье Бранденбург, и эта ученическая работа оказалась одной из немногих подписных скульптур керамической и фарфоровой мастерских Строгановского училища.
Еще одна из наиболее известных и тиражируемых скульптур керамической мастерской училища — скульптура «Женщина в русском народном костюме». В историю русской керамики она вошла под более коротким названием — «Баба». Строгановские «бабы» встречаются в собраниях многих музеев: все они похожи, но при этом чем-то отличаются одна от другой. В основе всех работ одна модель — обобщенный образ русской женщины в народном костюме, который состоит из рубахи, сарафана, душегреи и кокошника. При этом у каждой свое выражение лица, наклон головы, различается роспись сарафанов и кокошников. Авторство этой скульптуры приписывается руководителю керамической мастерской Николаю Андрееву, но документально это предположение так и не было подтверждено.
Училище было основано графом Сергеем Строгановым в 1825 году в Москве. Первоначально это была «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Сам Строганов — представитель известной фамилии богатейших промышленников, участник Отечественной войны 1812 года, поборник просвещения, попечитель Московского учебного округа, активно выступал за развитие национального искусства.
«Цель данного заведения состоит в том, чтобы молодым людям (от 10 до 16 лет), посвящающим себя разного рода ремеслам и мастерствам, доставить случай приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии давать изделиям своим возможное совершенство», — писал он. Обучение и питание для большинства учеников были бесплатными, в училище принимались дети разночинцев и крепостных.
Широко известна серия «Народности России», созданная на Императорском фарфоровом заводе в конце XVIII века, в которой костюмы жителей регионов России и представителей различных профессий были выполнены с документальной точностью. Жанровую скульптуру строгановской мастерской, напротив, в первую очередь отличала декоративность.
Скульптура «Дьяк», представленная в экспозиции, изображает «государева человека» в момент оглашения им царского указа. Фарфоровую фигуру доверили расписать ученице третьего класса Софье Бранденбург, и эта ученическая работа оказалась одной из немногих подписных скульптур керамической и фарфоровой мастерских Строгановского училища.
Еще одна из наиболее известных и тиражируемых скульптур керамической мастерской училища — скульптура «Женщина в русском народном костюме». В историю русской керамики она вошла под более коротким названием — «Баба». Строгановские «бабы» встречаются в собраниях многих музеев: все они похожи, но при этом чем-то отличаются одна от другой. В основе всех работ одна модель — обобщенный образ русской женщины в народном костюме, который состоит из рубахи, сарафана, душегреи и кокошника. При этом у каждой свое выражение лица, наклон головы, различается роспись сарафанов и кокошников. Авторство этой скульптуры приписывается руководителю керамической мастерской Николаю Андрееву, но документально это предположение так и не было подтверждено.