Миниатюра «Притча о двух мужиках» раскрывает сюжет короткой басни Льва Толстого «Два товарища». Рассказ повествует о двух друзьях, которые шли по лесу и вдруг столкнулись с медведем. Один бросился бежать и залез на дерево, а другой остался на дороге. Делать было нечего — он упал наземь и притворился мертвым. Медведь понюхал его лицо и ушел прочь. Тогда друг его слез с дерева и, смеясь, спросил: «Ну что медведь тебе на ухо говорил?». И получил ответ: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Миниатюру написал Александр Котягин — бывший крупный мастер-иконописец, известный реставратор древнерусской живописи и один из основоположников мстёрской лаковой миниатюры. Он одним из первых стал изображать события современной действительности. Значительная часть работ художника выполнена по сюжетам сказок и литературных произведений.
В этой росписи ярко проявился его авторский почерк. Мастер разделил композицию на ряд сцен, где последовательно раскрыл содержание басни. Подобный прием с изображением событий разного времени в одном живописном поле часто применяется в иконах и фресках, где стоит задача наглядно рассказать о событиях Священной истории и житиях святых.
В левой части миниатюры художник запечатлел двоих крестьян, идущих по лесной дороге. Стройные деревца на изящных декоративных горках, похожих на иконописные пейзажи, символизируют лесистую местность.
В центральной части автор изобразил завязку сюжета: перед товарищами возник медведь, он грозно поднялся на задние лапы. Эта композиция навеяна популярной лубочной картинкой XVIII века «Охота на медведя с рогатиной». Как и другие художники Мстёры, мастер часто использовал мотивы народного лубка, который ярко и с юмором отражал народную жизнь.
В правой части — кульминационный эпизод басни: пока товарищ прячется на дереве, медведь мирно обнюхивает упавшего на землю мужчину.
Александр Котягин мастерски подошел к живописному решению композиции. Он применил технику письма прозрачными и в то же время яркими красками: так он достиг эффекта, близкого к живописи по эмалям. Фигуры крестьян он создал с помощью выразительных изящных линий, а в пейзаже использовал элементы стилизации и сложные насыщенные цветовые сочетания.
Миниатюру написал Александр Котягин — бывший крупный мастер-иконописец, известный реставратор древнерусской живописи и один из основоположников мстёрской лаковой миниатюры. Он одним из первых стал изображать события современной действительности. Значительная часть работ художника выполнена по сюжетам сказок и литературных произведений.
В этой росписи ярко проявился его авторский почерк. Мастер разделил композицию на ряд сцен, где последовательно раскрыл содержание басни. Подобный прием с изображением событий разного времени в одном живописном поле часто применяется в иконах и фресках, где стоит задача наглядно рассказать о событиях Священной истории и житиях святых.
В левой части миниатюры художник запечатлел двоих крестьян, идущих по лесной дороге. Стройные деревца на изящных декоративных горках, похожих на иконописные пейзажи, символизируют лесистую местность.
В центральной части автор изобразил завязку сюжета: перед товарищами возник медведь, он грозно поднялся на задние лапы. Эта композиция навеяна популярной лубочной картинкой XVIII века «Охота на медведя с рогатиной». Как и другие художники Мстёры, мастер часто использовал мотивы народного лубка, который ярко и с юмором отражал народную жизнь.
В правой части — кульминационный эпизод басни: пока товарищ прячется на дереве, медведь мирно обнюхивает упавшего на землю мужчину.
Александр Котягин мастерски подошел к живописному решению композиции. Он применил технику письма прозрачными и в то же время яркими красками: так он достиг эффекта, близкого к живописи по эмалям. Фигуры крестьян он создал с помощью выразительных изящных линий, а в пейзаже использовал элементы стилизации и сложные насыщенные цветовые сочетания.