Колпак для сыра — специальная крышка для блюда, на котором располагается сырная нарезка. Разные сорта сыра могут обладать специфическим, порой очень сильным запахом. Для того чтобы этот запах не смешивался с остальными ароматами праздничного стола, используется колпак для сыра. Данный предмет в ХIХ веке входил в состав многопредметного сервиза «Кусты и сетки» (другой вариант названия сервиза — «Кусты и алмазы»). Достаточно необычное для сервиза название обусловлено узором алмазной грани, украшающей входящие в сервиз предметы: кувшин, графин, вазы для сладостей, питейные предметы и многое другое.
Алмазная грань — термин, принятый в России для обозначения резьбы изделий из свинцового хрусталя. Такого вида грань появилась в Англии еще в 1780-х годах и существует и поныне. В первой половине ХIХ столетия наибольшее распространение получили грани, выполненные колесом, заточенным под углом в 45 градусов и делающим клиновидные разрезы. Из пересечения этих надрезов получались рисунки из граней. «Бриллиант», или «простой алмаз», — диагональные прорези, пересекаясь, образуют четырехгранные пирамидки. «Камень» — это призматическая резьба, поверхность которой покрыта сетчатой резьбой, ее вариант — известный во всем мире «русский камень», когда поверхность призмы представляет собой восьмигранник. «Шаговая» или «кольцевая» грань — когда горизонтальные острые грани плотно прилегают друг к другу. «Сетчатая» или «штриховая» состоит из нескольких неглубоких пересекающихся линий. В конце XIX — начале ХХ века рисунков алмазной грани стало так много, что в прейскурантах им присваивали не только названия, но и номера. Главной отличительной особенностью этой номерной грани было то, что орнамент составлялся из нескольких довольно простых элементов: «пальцы», «ямки», «рейки», «лучи», «кусты», «сетка», «паутинка». Мастера Дятьковского хрустального завода находили все новые и новые рисунки алмазного гранения, позволявшие наиболее полно выявить декоративные свойства хрусталя — его радужную игру и драгоценный блеск.
Алмазная грань — термин, принятый в России для обозначения резьбы изделий из свинцового хрусталя. Такого вида грань появилась в Англии еще в 1780-х годах и существует и поныне. В первой половине ХIХ столетия наибольшее распространение получили грани, выполненные колесом, заточенным под углом в 45 градусов и делающим клиновидные разрезы. Из пересечения этих надрезов получались рисунки из граней. «Бриллиант», или «простой алмаз», — диагональные прорези, пересекаясь, образуют четырехгранные пирамидки. «Камень» — это призматическая резьба, поверхность которой покрыта сетчатой резьбой, ее вариант — известный во всем мире «русский камень», когда поверхность призмы представляет собой восьмигранник. «Шаговая» или «кольцевая» грань — когда горизонтальные острые грани плотно прилегают друг к другу. «Сетчатая» или «штриховая» состоит из нескольких неглубоких пересекающихся линий. В конце XIX — начале ХХ века рисунков алмазной грани стало так много, что в прейскурантах им присваивали не только названия, но и номера. Главной отличительной особенностью этой номерной грани было то, что орнамент составлялся из нескольких довольно простых элементов: «пальцы», «ямки», «рейки», «лучи», «кусты», «сетка», «паутинка». Мастера Дятьковского хрустального завода находили все новые и новые рисунки алмазного гранения, позволявшие наиболее полно выявить декоративные свойства хрусталя — его радужную игру и драгоценный блеск.