В творчестве талантливого художника Александра Александровича Родионова национальная тема представлена через женские образы. В своих произведениях он подчеркивал особую стать мордовок: их неторопливую походку, плавность жестов. Родионов зорким взглядом художника проникает в суть характера, духа целого народа и выводит образ на монументальный, архетипический уровень.
Одной из картин, на которой ярко представлен мордовский характер, является незаконченное полотно Родионова «Колхозница». Его отличает этюдная, свободная манера исполнения. На нейтральном фоне изображена пожилая женщина в красном национальном мордовском костюме и белой косынке. Национальную принадлежность героини — она мокшанка — можно понять по повседневному платью на кокетке, ярко декорированному лентами. Оно дополнено фартуком с грудкой с рюшами по бокам. Именно в национальном костюме отражены народные представления о красоте, этические нормы и эстетические идеалы.
Образ преисполнен невероятным достоинством. Это не просто портрет зрелой мокшанки, это образ-характер. Женщина на картине подобна одной из множества мордовских богинь-матерей. Статичность, монументальность фигуры подчеркивает земной облик, делает героиню схожей с Масторавой («мастор» — земля, «ава» — мать). Эта женщина — соль земли, человек труда, на чьих плечах лежала нелегкая доля. Солнце не щадило ее в поле, оставляя следы на лице и натруженных руках.
Художник воспевает красоту простой крестьянки, используя невероятное богатство цвета. Свежесть, яркость красок, их стремительный вихрь чаруют зрителя и сегодня. Родионов хорошо чувствует особенности национального характера жизни народа, он обращается к традиционной цветовой гамме. Горячий, звонкий красный взят здесь как самая высокая нота, как символический цвет жизни, могучей народной витальности и радости бытия. Все остальные цвета лишь дополняют и усиливают этот эффект. Соответствует этому и манера письма — широкая, открытая, мазок рельефный и динамичный. Фигура женщины кажется огромной, четко выделяясь на бледно-желтом фоне. Монументальная уравновешенность, фронтальность композиции лишь усиливают этот эффект. Художник любуется статью мордовки, чистой линией лица, его материнской нежностью и легким задором. Он фиксирует самую суть, чистую эссенцию сильных, а где-то и могучих, но прекрасных в своей ошеломляющей мощи женщин из народа.
Одной из картин, на которой ярко представлен мордовский характер, является незаконченное полотно Родионова «Колхозница». Его отличает этюдная, свободная манера исполнения. На нейтральном фоне изображена пожилая женщина в красном национальном мордовском костюме и белой косынке. Национальную принадлежность героини — она мокшанка — можно понять по повседневному платью на кокетке, ярко декорированному лентами. Оно дополнено фартуком с грудкой с рюшами по бокам. Именно в национальном костюме отражены народные представления о красоте, этические нормы и эстетические идеалы.
Образ преисполнен невероятным достоинством. Это не просто портрет зрелой мокшанки, это образ-характер. Женщина на картине подобна одной из множества мордовских богинь-матерей. Статичность, монументальность фигуры подчеркивает земной облик, делает героиню схожей с Масторавой («мастор» — земля, «ава» — мать). Эта женщина — соль земли, человек труда, на чьих плечах лежала нелегкая доля. Солнце не щадило ее в поле, оставляя следы на лице и натруженных руках.
Художник воспевает красоту простой крестьянки, используя невероятное богатство цвета. Свежесть, яркость красок, их стремительный вихрь чаруют зрителя и сегодня. Родионов хорошо чувствует особенности национального характера жизни народа, он обращается к традиционной цветовой гамме. Горячий, звонкий красный взят здесь как самая высокая нота, как символический цвет жизни, могучей народной витальности и радости бытия. Все остальные цвета лишь дополняют и усиливают этот эффект. Соответствует этому и манера письма — широкая, открытая, мазок рельефный и динамичный. Фигура женщины кажется огромной, четко выделяясь на бледно-желтом фоне. Монументальная уравновешенность, фронтальность композиции лишь усиливают этот эффект. Художник любуется статью мордовки, чистой линией лица, его материнской нежностью и легким задором. Он фиксирует самую суть, чистую эссенцию сильных, а где-то и могучих, но прекрасных в своей ошеломляющей мощи женщин из народа.