Национальные мотивы активно развиваются в творчестве мордовских художников во второй половине ХХ века. Богатая и самобытная культура мокши и эрзи привлекала и живописца Александра Александровича Родионова. Он учился в Московском архитектурном институте, окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР. После завершения учебы жил и работал во Владимире, это отразилось на его творчестве: по своим идейным взглядам на искусство он был близок к художникам Владимирской школы, его картины очень декоративны.
В 1961 году Александр Родионов получил приглашение от Союза художников Мордовии и переехал с семьей в Саранск. Он влюбился в мордовскую культуру и активно использовал национальные мотивы в своих работах. Главной темой произведений 1970-х годов была современная жизнь мордовской деревни с ее буднями и праздниками. Возвышенные, типизированные образы тружениц села Александр Родионов воссоздал в полотне «Праздничный день».
Высокая линия горизонта показывает нам зимнюю панораму села и на её фоне — две группы местных жительниц. На первом плане — четыре женщины в ярких платках, красных юбках, черных полушубках. На втором плане — большая группа женщин в ярких платках. По костюмам мы можем понять, что перед нами девушки из мокшанского села. Девушки облачены в традиционное мокшанское платье на кокетке с длинными, присборенными на плечах рукавами и оборкой на подоле, которое бытовало на территории Мордовии с начала XX века. Художник с особой любовью создает многофигурную композицию из двух групп женщин.
Контраст черного, белого, красного и рыжего оттенков подчеркивает декоративность и особый колорит полотна, который отсылает нас к цветам мордовского костюма.
Цвета картины сочны и насыщенны, это одна из отличительных особенностей мастера. Свежесть и уникальность полотну придают активные, размашистые мазки. Прибегая к помощи мастихина, автор, используя пастозную манеру письма, задает особую ритмику произведения.
Александр Родинов воспевает в своих полотнах мордовский край, его людей и культуру в особой манере. В них ярко отразилось национальное своеобразие и богатое духовное начало мордовского народа.
В 1961 году Александр Родионов получил приглашение от Союза художников Мордовии и переехал с семьей в Саранск. Он влюбился в мордовскую культуру и активно использовал национальные мотивы в своих работах. Главной темой произведений 1970-х годов была современная жизнь мордовской деревни с ее буднями и праздниками. Возвышенные, типизированные образы тружениц села Александр Родионов воссоздал в полотне «Праздничный день».
Высокая линия горизонта показывает нам зимнюю панораму села и на её фоне — две группы местных жительниц. На первом плане — четыре женщины в ярких платках, красных юбках, черных полушубках. На втором плане — большая группа женщин в ярких платках. По костюмам мы можем понять, что перед нами девушки из мокшанского села. Девушки облачены в традиционное мокшанское платье на кокетке с длинными, присборенными на плечах рукавами и оборкой на подоле, которое бытовало на территории Мордовии с начала XX века. Художник с особой любовью создает многофигурную композицию из двух групп женщин.
Контраст черного, белого, красного и рыжего оттенков подчеркивает декоративность и особый колорит полотна, который отсылает нас к цветам мордовского костюма.
Цвета картины сочны и насыщенны, это одна из отличительных особенностей мастера. Свежесть и уникальность полотну придают активные, размашистые мазки. Прибегая к помощи мастихина, автор, используя пастозную манеру письма, задает особую ритмику произведения.
Александр Родинов воспевает в своих полотнах мордовский край, его людей и культуру в особой манере. В них ярко отразилось национальное своеобразие и богатое духовное начало мордовского народа.