Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Зарайский кремль. Живопись и графика»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Е.П. Тепицыной

Время создания
1840 – 1850-е годы
Место создания
Россия
Размер
76х61,5 см
Техника
Холст, масло
2
Открыть в приложении
#1
Неизвестный художник
Портрет Е. П. Тепицыной
#2
В музейном собрании Зарайского кремля бытовые купеческие портреты занимают особое место. Большинство из них выполнено в первой половине XIX века местными художниками, ныне неизвестными.

Основная задача провинциальных живописцев заключалась в утверждении социальной значимости заказчиков, а не в демонстрации их внутреннего мира. В портретах женщин особое внимание уделялось точной передаче всех мельчайших деталей украшений и нарядов. Жены купцов одеты богато, в лучшие свои одежды. Все это призвано подчеркнуть финансовое благополучие и высокий статус их мужей. Типовыми знаками, определяющими сословную принадлежность к купечеству, являются многочисленные украшения: янтарные и жемчужные бусы, ожерелья, перстни, серьги, броши.

Признаком богатства являлись также шали, которые завозились из Персии. Их цена была достаточно высока: шаль стоила от 600 до 800 рублей, в то время как лошадь чистокровной породы можно было купить за 100 рублей.

Наряд Е.П. Тепицыной, помимо колец и серег, включает в себя традиционное украшение зарайских купчих — сетчатый жемчужный шарфик. Для создания подобного украшения использовался некрупный естественный жемчуг из северных русских рек. Волосы купчихи убраны под шелковый платок в цвет платья, завязанный надо лбом узелком с торчащими концами, — такой убор замужних горожанок назывался «головка». Символом добродетельной жизни, заботливости, послушания жены мужу выступает платочек в чинно сложенных руках купчихи. Для портрета характерна некоторая отрешенность, погруженность в свои мысли. Тепицына не пересекается глазами с художником, она задумчиво смотрит куда-то мимо него. Живописец не стремится приукрасить модель: черты ее лица обладают выраженной индивидуальностью.

Безусловно, для купечества всегда было очень важно материальное благосостояние как свидетельство успеха в своем деле. Но наравне с этим важную роль играли образованность и просвещенность. В первой половине XIX века купечество все больше стало осознавать значение образования. В портретах того времени художники старались передать эти настроения, неслучайно на многих портретах купцы держат в руках книгу.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет Е.П. Тепицыной

Время создания
1840 – 1850-е годы
Место создания
Россия
Размер
76х61,5 см
Техника
Холст, масло
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%