В музейном собрании Зарайского кремля бытовые купеческие портреты занимают особое место. Большинство из них выполнено в первой половине XIX века местными художниками, ныне неизвестными.
Основная задача провинциальных живописцев заключалась в утверждении социальной значимости заказчиков, а не в демонстрации их внутреннего мира. В портретах женщин особое внимание уделялось точной передаче всех мельчайших деталей украшений и нарядов. Жены купцов одеты богато, в лучшие свои одежды. Все это призвано подчеркнуть финансовое благополучие и высокий статус их мужей. Типовыми знаками, определяющими сословную принадлежность к купечеству, являются многочисленные украшения: янтарные и жемчужные бусы, ожерелья, перстни, серьги, броши.
Признаком богатства являлись также шали, которые завозились из Персии. Их цена была достаточно высока: шаль стоила от 600 до 800 рублей, в то время как лошадь чистокровной породы можно было купить за 100 рублей.
Наряд Е.П. Тепицыной, помимо колец и серег, включает в себя традиционное украшение зарайских купчих — сетчатый жемчужный шарфик. Для создания подобного украшения использовался некрупный естественный жемчуг из северных русских рек. Волосы купчихи убраны под шелковый платок в цвет платья, завязанный надо лбом узелком с торчащими концами, — такой убор замужних горожанок назывался «головка». Символом добродетельной жизни, заботливости, послушания жены мужу выступает платочек в чинно сложенных руках купчихи. Для портрета характерна некоторая отрешенность, погруженность в свои мысли. Тепицына не пересекается глазами с художником, она задумчиво смотрит куда-то мимо него. Живописец не стремится приукрасить модель: черты ее лица обладают выраженной индивидуальностью.
Безусловно, для купечества всегда было очень важно материальное благосостояние как свидетельство успеха в своем деле. Но наравне с этим важную роль играли образованность и просвещенность. В первой половине XIX века купечество все больше стало осознавать значение образования. В портретах того времени художники старались передать эти настроения, неслучайно на многих портретах купцы держат в руках книгу.
Основная задача провинциальных живописцев заключалась в утверждении социальной значимости заказчиков, а не в демонстрации их внутреннего мира. В портретах женщин особое внимание уделялось точной передаче всех мельчайших деталей украшений и нарядов. Жены купцов одеты богато, в лучшие свои одежды. Все это призвано подчеркнуть финансовое благополучие и высокий статус их мужей. Типовыми знаками, определяющими сословную принадлежность к купечеству, являются многочисленные украшения: янтарные и жемчужные бусы, ожерелья, перстни, серьги, броши.
Признаком богатства являлись также шали, которые завозились из Персии. Их цена была достаточно высока: шаль стоила от 600 до 800 рублей, в то время как лошадь чистокровной породы можно было купить за 100 рублей.
Наряд Е.П. Тепицыной, помимо колец и серег, включает в себя традиционное украшение зарайских купчих — сетчатый жемчужный шарфик. Для создания подобного украшения использовался некрупный естественный жемчуг из северных русских рек. Волосы купчихи убраны под шелковый платок в цвет платья, завязанный надо лбом узелком с торчащими концами, — такой убор замужних горожанок назывался «головка». Символом добродетельной жизни, заботливости, послушания жены мужу выступает платочек в чинно сложенных руках купчихи. Для портрета характерна некоторая отрешенность, погруженность в свои мысли. Тепицына не пересекается глазами с художником, она задумчиво смотрит куда-то мимо него. Живописец не стремится приукрасить модель: черты ее лица обладают выраженной индивидуальностью.
Безусловно, для купечества всегда было очень важно материальное благосостояние как свидетельство успеха в своем деле. Но наравне с этим важную роль играли образованность и просвещенность. В первой половине XIX века купечество все больше стало осознавать значение образования. В портретах того времени художники старались передать эти настроения, неслучайно на многих портретах купцы держат в руках книгу.