Сергей Васильевич Герасимов был не только художником, создавшим целый ряд эталонных соцреалистических картин, но и педагогом, искусствоведом, профессором и академиком. Мальчик, родившийся на окраине Можайска в трудовой семье с крестьянским укладом, стал директором Московского художественного института им. В.И. Сурикова и первым секретарем Правления Союза художников СССР, носил звание Народного художника и получил Ленинскую премию (посмертно).
#2
#3
Но при всех важных делах и работе над большими эпическими полотнами, он не уставал вглядываться в «мелочи жизни», и это выражалось в его натюрмортах и пейзажах.
Натюрморт — редкий для С.В. Герасимова жанр, потому музей гордится, что в собрании три натюрморта. Но особое отношение художника было к «букетам». Они были для него частью родной природы. Ощущение свежести и радости летнего утра исходит от его «Полевого букета».
Герасимов С.В. Натюрморт с ковриком и книгой. 1930-е гг. Холст, масло. 93×71 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#4
Простые цветы среднерусского разнотравья красуются в прозрачной стеклянной вазе, демонстрируя пышное разноцветье и разнообразие. Но были среди цветов любимые — это колокольчики, покорившие художника трепетной хрупкостью, изысканностью форм и множеством лиловых оттенков. Изображая букет на фоне окна, художник объединяет мир своей комнаты через любимые цветы с пространством природы за стеклом. Ощущение свежести и радости летнего утра исходит от его «Полевого букета».
Герасимов С.В. Полевой букет. 1935–1945 гг. Холст, масло. 89×71 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#14
Простые цветы среднерусского разнотравья красуются в прозрачной стеклянной вазе, демонстрируя пышное разноцветье и разнообразие. Но были среди цветов любимые — это колокольчики, покорившие художника трепетной хрупкостью, изысканностью форм и множеством лиловых оттенков. Изображая букет на фоне окна, художник объединяет мир своей комнаты через любимые цветы с пространством природы за стеклом.
#5
Герасимов С.В. Колокольчики.1940–1948 гг. Холст, масло. 89×70 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#6
А за окном узнается изгиб Москвы-реки, пейзаж, окружающий родной Можайск, где знаком с детства каждый уголок. В 30-е годы XX века Сергей Герасимов начинает серьезно относиться к пейзажу, пишет их много и разных. Не устает изучать окрестности Можайска.
Герасимов С.В. Летний пейзаж. 1930-е гг. Холст, масло. 61×80 см. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#7
Но с не меньшим интересом он пишет виды Русского Севера и юга России. На Кавказе побывал дважды: в 1935 и 1938 годах. Во время первой поездки он больше писал в горных аулах, а вот во второй раз главным героем стал один из красивейших городов Северного Кавказа.
Открытка черно-белая. Название: Кисловодск. Общий вид города с горы Сосновки. 1930-е гг. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#17
Вот как сам С.В. Герасимов пишет в автобиографии:
#18
В 30-х годах бывал на Кавказе, в Кисловодске и написал несколько этюдов этого изумительного края…
#8
Кисловодск Герасимова наполнен светом и жарким воздухом южного дня. «В его пейзажах всегда есть точный адрес места и точное определение времени», — отмечает искусствовед А. Чегодаев. На картине изображен Курортный бульвар — сердце Кисловодска: пестрая уличная толпа видна сверху, справа залитые солнцем здания, а слева уводят наш взгляд к дальним горам пирамидальные тополя и другая зелень бульвара, в тени которой притаились фонтан и уличные фонари. С.В. Герасимову удалось запечатлеть мощные деревья Тополиной аллеи, как назывался бульвар весь XIX век.
Открытка черно-белая. Кисловодск. Тополевая аллея. После 1917 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#16
Высаженные в 1840-е годы по приказу первого кавказского наместника М.С. Воронцова они были первым украшением курорта. В 1930-е годы старые деревья будут все спилены, заменены каштанами. Историческая аллея продолжает жить на картине художника.
#10
Зритель купается в многоцветии, впитывая атмосферу беззаботного отдыха, которую автор создает буквально намеками: цветные мазки, создающие иллюзию идущих по бульвару людей, тонкие линии балконной ограды… Дар «русского импрессиониста» передать с любовью то, что полюбил сам, покоряет любого, кто смотрит на пейзаж С. Герасимова.
#11
Фотограф Раев. Кисловодск. Аллея тополей. До 1909 г. Открытое письмо. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#12
Открытка черно-белая. Кисловодск. Источник Нарзан. После 1909 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#13
Открытка черно-белая. Кисловодск. Галерея Нарзан. Главный вход от тополевой аллеи. После 1909 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
#15
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
читать дальшескрыть
Кисловодск
Время создания
1938
Размер
93x76 см
Техника
холст, масло
Выставка
10
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться