Необычная игрушка из коллекции музея создана в конце ХХ века. В фигурке легко читаются главные особенности плешковского промысла: она устойчива, симметрична и лаконична. Традиционно такие фигурки называли «Ладья» или «Троица». В игрушках типа «Русская троица» между двумя оленями располагали человеческую фигуру — изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу. Олени были знаками Рожаниц — дочерей Рода, богинь жизни и плодородия.
«Ладья» считается разновидностью «Русской троицы»: справа и слева обычно изображали коней — восходящее и заходящее Солнце. Также они символизировали весну и осень, в центре могли помещаться другие божества.
В игрушке из коллекции музея мастер изобразил всадника с четырьмя руками: он обнимает фантастическое создание за две шеи. Влево смотрит голова коня, вправо — коровы с рогами. В народной традиции считалось, что главное предназначение таких фигурок — помощь людям.
Плешковский промысел зародился неподалеку от города Орел. Орловская область славится двумя центрами с народными игрушками. Один из них — деревня Чернышено, которая существует по сей день. Второй появился в селе Плешково в XVII веке и стал одним из древнейших промыслов центральной России. Сейчас такой деревни уже нет, но знаменитая игрушка хранит память о ней.
По преданию, вокруг поселения стояли сплошные леса, но кое-где из-за скудости земли образовалась плешь — плешина. Отсюда и пошло название «Плешково». В этих местах была мягкая, податливая глина. Сверху легко было накопать желтую, поглубже — серую, а совсем глубоко — белую, с искорками блестящих вкраплений слюды. Последняя была особенно легкой в работе, при обжиге она давала прочную и плотную керамику с розовым оттенком.
Плешковцы издавна лепили посуду на гончарном круге: их кубаны для молока и кваса были особенно знамениты. А для души они изготавливали игрушки. Расписывали их в две краски: либо красную и зеленую, либо красную и синюю. Как правило, поверхность изделий покрывали круглыми и овальными пятнами.
История сохранила имена самобытных игрушечниц Ольги Малютиной и Александры Иваниловой. Теперь традиции промысла продолжают ученики последней мастерицы: народные мастера Александр Фролов, Наталья Фролова и их дети. Они из поколения в поколение лепят игрушки традиционной формы, лишь слегка видоизменяя ее. Так плешковской миниатюре удалось сохранить удивительную простоту и монументальность.
«Ладья» считается разновидностью «Русской троицы»: справа и слева обычно изображали коней — восходящее и заходящее Солнце. Также они символизировали весну и осень, в центре могли помещаться другие божества.
В игрушке из коллекции музея мастер изобразил всадника с четырьмя руками: он обнимает фантастическое создание за две шеи. Влево смотрит голова коня, вправо — коровы с рогами. В народной традиции считалось, что главное предназначение таких фигурок — помощь людям.
Плешковский промысел зародился неподалеку от города Орел. Орловская область славится двумя центрами с народными игрушками. Один из них — деревня Чернышено, которая существует по сей день. Второй появился в селе Плешково в XVII веке и стал одним из древнейших промыслов центральной России. Сейчас такой деревни уже нет, но знаменитая игрушка хранит память о ней.
По преданию, вокруг поселения стояли сплошные леса, но кое-где из-за скудости земли образовалась плешь — плешина. Отсюда и пошло название «Плешково». В этих местах была мягкая, податливая глина. Сверху легко было накопать желтую, поглубже — серую, а совсем глубоко — белую, с искорками блестящих вкраплений слюды. Последняя была особенно легкой в работе, при обжиге она давала прочную и плотную керамику с розовым оттенком.
Плешковцы издавна лепили посуду на гончарном круге: их кубаны для молока и кваса были особенно знамениты. А для души они изготавливали игрушки. Расписывали их в две краски: либо красную и зеленую, либо красную и синюю. Как правило, поверхность изделий покрывали круглыми и овальными пятнами.
История сохранила имена самобытных игрушечниц Ольги Малютиной и Александры Иваниловой. Теперь традиции промысла продолжают ученики последней мастерицы: народные мастера Александр Фролов, Наталья Фролова и их дети. Они из поколения в поколение лепят игрушки традиционной формы, лишь слегка видоизменяя ее. Так плешковской миниатюре удалось сохранить удивительную простоту и монументальность.