Художник Саид Бицираев написал картину «Старики» в 1988 году. Это полотно относится к жанровым работам и изображает бытовую сцену: несколько пожилых людей собрались в летний день в саду у сельского дома, чтобы послушать радио и обсудить свежие новости. На заднем плане, на крыльце дома, видна фигура немолодой женщины: она с интересом наблюдает за беседой.
Все герои картины, кроме центрального, одеты в национальную чеченскую одежду. Однако мужчины изображены без черкесок — большинство из них в рубашках с высоким воротником-стойкой и шерстяных безрукавках. Такой наряд говорит о том, что они находятся в неофициальной обстановке, в кругу близких друзей или родственников. В иных случаях показаться на публике без черкески считалось для взрослого мужчины неприличным, а носить ее расстегнутой могли только глубокие старцы.
Мужчина в центре одет в пиджак городского покроя. В отличие от остальных присутствующих, он не покрыл голову папахой: вероятно, он и есть хозяин дома, а потому может оставаться без головного убора. Снимать папаху у взрослых чеченцев не принято было даже в помещении. Одежду женщины разглядеть нельзя, поскольку она стоит за перегородкой. Но по чеченским обычаям она должна была носить просторное платье без пояса, которое скрывало всю фигуру, кроме кистей рук. Голова женщины покрыта платком по мусульманской традиции.
Автор картины Саид Бицираев родился в 1954 году в киргизском поселке Кадомжай: туда депортировали его родителей в 1940-х годах. Только в 1957-м семья смогла вернуться на историческую родину, в село Нойбера, или Суворов-Юрт.
В 15 лет Саид Бицираев поступил в Краснодарское художественное училище и окончил его в 1973 году. Затем он решил продолжить образование и уехал в Ленинград, где поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина при Академии художеств СССР. После учебы Бицираев работал в одной из детских художественных школ Ленинграда. С 1983 года и по сей день он преподает на кафедре общей живописи в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии.
Все герои картины, кроме центрального, одеты в национальную чеченскую одежду. Однако мужчины изображены без черкесок — большинство из них в рубашках с высоким воротником-стойкой и шерстяных безрукавках. Такой наряд говорит о том, что они находятся в неофициальной обстановке, в кругу близких друзей или родственников. В иных случаях показаться на публике без черкески считалось для взрослого мужчины неприличным, а носить ее расстегнутой могли только глубокие старцы.
Мужчина в центре одет в пиджак городского покроя. В отличие от остальных присутствующих, он не покрыл голову папахой: вероятно, он и есть хозяин дома, а потому может оставаться без головного убора. Снимать папаху у взрослых чеченцев не принято было даже в помещении. Одежду женщины разглядеть нельзя, поскольку она стоит за перегородкой. Но по чеченским обычаям она должна была носить просторное платье без пояса, которое скрывало всю фигуру, кроме кистей рук. Голова женщины покрыта платком по мусульманской традиции.
Автор картины Саид Бицираев родился в 1954 году в киргизском поселке Кадомжай: туда депортировали его родителей в 1940-х годах. Только в 1957-м семья смогла вернуться на историческую родину, в село Нойбера, или Суворов-Юрт.
В 15 лет Саид Бицираев поступил в Краснодарское художественное училище и окончил его в 1973 году. Затем он решил продолжить образование и уехал в Ленинград, где поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина при Академии художеств СССР. После учебы Бицираев работал в одной из детских художественных школ Ленинграда. С 1983 года и по сей день он преподает на кафедре общей живописи в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии.