С августа 1929 по май 1932 года Эйзенштейн, его сорежиссер Григорий Александров и кинооператор Эдуард Тиссэ находились в зарубежной командировке для освоения только что изобретенного звукового кино. Сразу после приезда в Париж в 1929 году Сергей Эйзенштейн подружился с группой художников, музыкантов и писателей, которых называли монпарнасцами, так как многие жили и работали в районе «артистической» улицы Монпарнас. В это неформальное объединение входили кубисты, сюрреалисты, дадаисты, конструктивисты — они спорили между собой о методах и путях развития искусства, но вместе выступали против догм академизма.
Режиссера фильмов «Броненосец „Потемкин“» и «Октябрь» они приняли как собрата. В группу монпарнасцев входил и уже знаменитый художник-кубист Фернан Леже (1881–1945). Он был энтузиастом «машинной цивилизации» и старался передать в своих полотнах, мозаиках и скульптурах дух эпохи индустриализации. Как многие авангардисты, Леже увлекался кинематографом и в 1924 году сам сделал как режиссер и художник экспериментальный фильм-коллаж «Механический балет». В нем «танцевали» предметы и буквы, улыбка и глаза Кики де Монпарнас и марионетка Чарли Чаплина. Леже и позже мечтал снимать кино, ради этого даже отправился в Британию. В архиве Эйзенштейна сохранились письма художника из Лондона о его проекте, которому не суждено было сбыться.
Подружившись с Сергеем Эйзенштейном, Фернан Леже подарил ему картину с надписью-посвящением: «Эйзенштейну — этот фетиш Парижа. Дружески, Ф. Леже». Картина написана гуашью и, по совету автора, помещена в белую раму. Она похожа на ребус, который можно разгадывать по-разному. На ней изображены символы искусств: палитра живописца, маска актера, дека скрипки музыканта, угольник архитектора и линза-объектив, который вместе с пленкой образует «кино-ключ». Возможно, таким образом Леже отобразил идею Эйзенштейна, что кинематограф объединяет разные искусства и дает возможность найти ключ к тайнам искусства вообще. Но есть и другая трактовка картины — художник изобразил союз всех искусств в монпарнасском братстве художников, в которое приняли Эйзенштейна.
Режиссера фильмов «Броненосец „Потемкин“» и «Октябрь» они приняли как собрата. В группу монпарнасцев входил и уже знаменитый художник-кубист Фернан Леже (1881–1945). Он был энтузиастом «машинной цивилизации» и старался передать в своих полотнах, мозаиках и скульптурах дух эпохи индустриализации. Как многие авангардисты, Леже увлекался кинематографом и в 1924 году сам сделал как режиссер и художник экспериментальный фильм-коллаж «Механический балет». В нем «танцевали» предметы и буквы, улыбка и глаза Кики де Монпарнас и марионетка Чарли Чаплина. Леже и позже мечтал снимать кино, ради этого даже отправился в Британию. В архиве Эйзенштейна сохранились письма художника из Лондона о его проекте, которому не суждено было сбыться.
Подружившись с Сергеем Эйзенштейном, Фернан Леже подарил ему картину с надписью-посвящением: «Эйзенштейну — этот фетиш Парижа. Дружески, Ф. Леже». Картина написана гуашью и, по совету автора, помещена в белую раму. Она похожа на ребус, который можно разгадывать по-разному. На ней изображены символы искусств: палитра живописца, маска актера, дека скрипки музыканта, угольник архитектора и линза-объектив, который вместе с пленкой образует «кино-ключ». Возможно, таким образом Леже отобразил идею Эйзенштейна, что кинематограф объединяет разные искусства и дает возможность найти ключ к тайнам искусства вообще. Но есть и другая трактовка картины — художник изобразил союз всех искусств в монпарнасском братстве художников, в которое приняли Эйзенштейна.