Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кабинет Сергея Эйзенштейна»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Буддийская икона-танка

Время создания
XIX век – первая треть ХХ века
Место создания
Бурятия или Монголия
Размер
52,5x39,8 см
Техника
ткань, грунт, минеральные краски
Коллекция
7
Открыть в приложении
#3
Автор неизвестен
Буддийская икона-танка
#4
Во второй половине 1930-х Сергей Эйзенштейн заинтересовался философскими учениями и религиями Дальнего Востока и Индии. В частности, его привлекал классический буддизм — образность его сакральных изображений. В квартире режиссера по улице Потылиха, где он жил с 1935 по 1948 год, на стене в спальне, справа от двери в библиотеку, висел образ богини Ситатапатры Апараджиты.

Эта буддийская икона-танка предположительно создана в Монголии или Бурятии. В центре, в мандале, окруженной языками пламени, изображена тысячеликая и тысячерукая богиня Ситатапатра-Апараджита, или Ушниша-Ситатапатра Апараджита — Всевидящая Освободительница Белый Зонт. Согласно традиции, она возникла из ушниши Будды Шакьямуни, когда Будда осознал необходимость защиты всех существ от злых сил и недоброжелательных влияний. Ушниша — выпуклость на макушке Будды, являющаяся символом достигнутого просветления.

Две руки богини прижаты к груди. В правой руке она держит жезл с шарообразным золотым наконечником — дхармачакру. Это буддистский символ дхарм и учения Будды о пути к просветлению, освобождению от кармических перерождений в сансаре. В остальных руках богини стрелы и другие виды оружия, вверху — белый, украшенный лентами зонт. Зонт богини призван отражать и рассеивать палящие лучи всех невзгод и опасностей. У подножия Ситатапатры Апараджиты — множество крохотных человеческих фигурок. Внизу, под подножием, — три небольших огненных овала с синелицыми божествами или демонами: в их левых руках жезлы с золотыми наконечниками, из складок их подолов выглядывают человеческие лица, каждое божество попирает обнаженного человека. Вверху над мандалой на цветных облаках — божества со светлыми лицами.

Правые пятьсот рук и ног богини благословляют всех существ, левые — защищают их, отгоняя все вредное. Тысяча голов раскрашены в пять цветов мудрости, все лики имеют разные выражения: синие — гневные и внушающие благоговение, белые — привлекательные, строгие и довольные, жёлтые — ужасающие, неистовые и игривые, красные — жёсткие, великолепные и пугающие, зелёные — сострадательные и миролюбивые. Цвета символизируют власть богини над всеми сторонами света, включая центр. Это белая светоформа в состоянии Высшей Радости. 
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Буддийская икона-танка

Время создания
XIX век – первая треть ХХ века
Место создания
Бурятия или Монголия
Размер
52,5x39,8 см
Техника
ткань, грунт, минеральные краски
Коллекция
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%