Во второй половине 1930-х Сергей Эйзенштейн заинтересовался философскими учениями и религиями Дальнего Востока и Индии. В частности, его привлекал классический буддизм — образность его сакральных изображений. В квартире режиссера по улице Потылиха, где он жил с 1935 по 1948 год, на стене в спальне, справа от двери в библиотеку, висел образ богини Ситатапатры Апараджиты.
Эта буддийская икона-танка предположительно создана в Монголии или Бурятии. В центре, в мандале, окруженной языками пламени, изображена тысячеликая и тысячерукая богиня Ситатапатра-Апараджита, или Ушниша-Ситатапатра Апараджита — Всевидящая Освободительница Белый Зонт. Согласно традиции, она возникла из ушниши Будды Шакьямуни, когда Будда осознал необходимость защиты всех существ от злых сил и недоброжелательных влияний. Ушниша — выпуклость на макушке Будды, являющаяся символом достигнутого просветления.
Две руки богини прижаты к груди. В правой руке она держит жезл с шарообразным золотым наконечником — дхармачакру. Это буддистский символ дхарм и учения Будды о пути к просветлению, освобождению от кармических перерождений в сансаре. В остальных руках богини стрелы и другие виды оружия, вверху — белый, украшенный лентами зонт. Зонт богини призван отражать и рассеивать палящие лучи всех невзгод и опасностей. У подножия Ситатапатры Апараджиты — множество крохотных человеческих фигурок. Внизу, под подножием, — три небольших огненных овала с синелицыми божествами или демонами: в их левых руках жезлы с золотыми наконечниками, из складок их подолов выглядывают человеческие лица, каждое божество попирает обнаженного человека. Вверху над мандалой на цветных облаках — божества со светлыми лицами.
Правые пятьсот рук и ног богини благословляют всех существ, левые — защищают их, отгоняя все вредное. Тысяча голов раскрашены в пять цветов мудрости, все лики имеют разные выражения: синие — гневные и внушающие благоговение, белые — привлекательные, строгие и довольные, жёлтые — ужасающие, неистовые и игривые, красные — жёсткие, великолепные и пугающие, зелёные — сострадательные и миролюбивые. Цвета символизируют власть богини над всеми сторонами света, включая центр. Это белая светоформа в состоянии Высшей Радости.
Эта буддийская икона-танка предположительно создана в Монголии или Бурятии. В центре, в мандале, окруженной языками пламени, изображена тысячеликая и тысячерукая богиня Ситатапатра-Апараджита, или Ушниша-Ситатапатра Апараджита — Всевидящая Освободительница Белый Зонт. Согласно традиции, она возникла из ушниши Будды Шакьямуни, когда Будда осознал необходимость защиты всех существ от злых сил и недоброжелательных влияний. Ушниша — выпуклость на макушке Будды, являющаяся символом достигнутого просветления.
Две руки богини прижаты к груди. В правой руке она держит жезл с шарообразным золотым наконечником — дхармачакру. Это буддистский символ дхарм и учения Будды о пути к просветлению, освобождению от кармических перерождений в сансаре. В остальных руках богини стрелы и другие виды оружия, вверху — белый, украшенный лентами зонт. Зонт богини призван отражать и рассеивать палящие лучи всех невзгод и опасностей. У подножия Ситатапатры Апараджиты — множество крохотных человеческих фигурок. Внизу, под подножием, — три небольших огненных овала с синелицыми божествами или демонами: в их левых руках жезлы с золотыми наконечниками, из складок их подолов выглядывают человеческие лица, каждое божество попирает обнаженного человека. Вверху над мандалой на цветных облаках — божества со светлыми лицами.
Правые пятьсот рук и ног богини благословляют всех существ, левые — защищают их, отгоняя все вредное. Тысяча голов раскрашены в пять цветов мудрости, все лики имеют разные выражения: синие — гневные и внушающие благоговение, белые — привлекательные, строгие и довольные, жёлтые — ужасающие, неистовые и игривые, красные — жёсткие, великолепные и пугающие, зелёные — сострадательные и миролюбивые. Цвета символизируют власть богини над всеми сторонами света, включая центр. Это белая светоформа в состоянии Высшей Радости.