Шрифт
Цвет
Графика
Фернан Леже
Персона

Жозеф Фернан Анри Леже

Годы жизни: 1881–1955
#2

Жозеф Фернан Анри Леже, художник, скульптор и режиссер, был знаковой фигурой для французской арт-сцены. Стиль его живописи последовательно эволюционировал от абстрактного кубизма — в случае с Леже это был авторский «тубизм» — в фигуративизм. Работы художника послужили отправной точкой для зарождения поп-арта.

На протяжении всей жизни и творчества Леже стремился передать динамику и постоянные изменения современной жизни. Его привлекали самые разные формы искусства: настенная живопись, мозаики, книжные иллюстрации, сценография и эскизы костюмов, витражи и расписная керамическая скульптура, а также кинематография. 

#3

Становление художника

#4

Фернан Леже родился 4 февраля 1881 года в Аржантане, нормандском городке на северо-западе Франции. Мальчик рано потерял отца, и мать воспитывала его одна.

С 1897 по 1899 годы Леже учился архитектуре, а в 1900-м будущий художник переехал в Париж и устроился чертежником у архитектора. После прохождения военной службы в Версале в 1902–1903 годах Леже был зачислен в Национальную школу декоративного искусства. Изначально он планировал поступить в Школу изящных искусств, но в нее его не приняли. Однако в качестве вольнослушателя ему все же удалось три года посещать занятия Жана-Леона Жерома, параллельно с которыми он обучался в частной Академии Жюлиана. Как и многие другие художники, Леже начинал с получения классического образования и навыков копирования, которые студенты оттачивали в Лувре.

В этот период основными вдохновителями для начинающего живописца были импрессионисты. Их влияние прослеживается в ранних работах, практически все из которых он впоследствии уничтожил.

Чтобы обеспечить себя после окончания обучения, Леже был вынужден совмещать работу у архитектора и фотографа, помимо создания собственных художественных произведений. Ретроспективная выставка полотен Поля Сезанна 1907 года произвела на Леже сильное впечатление и послужила поворотным пунктом на пути к смене стиля: в своих работах он обратился к геометрии.

В 1909 году Леже перебрался в «Улей» — коммуну художников на Монпарнасе, где познакомился со многими коллегами по цеху: Александром Порфирьевичем Архипенко, Жаком Липшицем, Анри Лораном, Марком Захаровичем Шагалом, Йожефом Чаки, Робером Делоне и другими. В 1911 году состоялся первый для Леже Осенний салон, на котором он представил картину «Обнаженные в лесу». Она выставлялась вместе с кубистами и обозначила связь художника с этим направлением. Его авторский метод критики окрестили «тубизмом», поскольку основные элементы живописи Леже принимали цилиндрические формы.

На следующий год художник снова участвовал в Осеннем салоне и Салоне Независимых вместе с кубистами — так родилась художественная группа «Золотое сечение». Работы Леже этих лет стали еще более абстрактными, а палитра свелась к основным цветам (красный, синий, желтый) в сочетании с зеленым, белым и черным. Но, в отличие от Пабло Пикассо и Жоржа Брака, Леже не прибегал к технике коллажа.

В 1913 году художник заключил контракт с немецким владельцем галереи и дилером кубистов Даниелем Анри Канвейлером. Леже продолжал работать над стилем своих картин, а также прочел несколько лекций об истории живописи и ее современности. Начавшаяся Первая мировая война внесла коррективы в планы художника: его призвали во французскую армию. 

#5

Послевоенное творчество 

#6

Леже продолжал делать этюды и наброски в окопах и траншеях. После возвращения он написал картину «Игроки в карты», которая ознаменовала переход к механической тематике в творчестве художника. Новые работы Леже представил в двух галереях. «Динамический механизм», который исследовал художник, отсылал к духу времени: с одной стороны, это было возвращение к устоявшемуся до войны порядку, а с другой — наблюдение за технологической гонкой эпохи. 

#7
«Композиция», 1918 год. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
#8

1920 год принес художнику знакомство с архитектором Ле Корбюзье, будущим другом на всю жизнь. Сформулированные Амеде Озанфаном и Ле Корбюзье идеи пуризма — стремление к простоте форм, отход от украшений и всего лишнего — нашли отклик и в творчестве Леже. В натюрмортах и портретах художник отбрасывал все видимые несовершенства и стремился изобразить абсолютно правильные, идеальные конструкции. В монументальных элементах, которые изображал Леже, проявилась цветовая невыразительность машин и механизмов, поэтому его палитра была довольно ограниченной. 

#9
«Композиция», 1924 год. Государственный Эрмитаж
#10

1920-е годы в творчестве Леже были ознаменованы интересом к различным сферам, жанрам и формам искусства: он работал не только над написанием и экспонированием картин, но и над иллюстрацией книг, созданием костюмов и декораций к театральным постановкам и фильмам и первой монументально-декоративной росписи, ставил и режиссировал собственную кинокартину «Механистический балет» в духе идей своей живописи. Вместе с Амеде Озанфаном Леже основал бесплатную художественную школу — Современную академию и читал лекции в ней и в Сорбонне. 

#11
«Посвящение С.М. Эйзенштейну», 1929–1930 годы. Музей кино
#12

Зрелое творчество 

#13

Очередные перемены наметились в творчестве Леже с конца 1920-х годов. Его стали привлекать несовершенные природные формы. В 1930-х годах обозначился переход стиля художника в фигуративное русло: персонажи его картин обрели подчеркнутые человеческие формы.

В эти годы Леже активно ездил по миру: многократно бывал в США, оформлял апартаменты Нельсона Рокфеллера и зал физической культуры на брюссельской выставке, читал лекции и вновь работал над кинодекорациями, активно экспонировался.

Вторую мировую войну художник провел в Соединенных штатах, где преподавал в Йельском университете и искал новые источники вдохновения в окружающей действительности. Нью-йоркские неоновые огни проявились в работах Леже широкими цветовыми полосами, а у фигур и других объектов появился четкий черный контур.

После возвращения на родину в 1945 году художник вступил во Французскую компартию. Его работы конца 1940-х годов стали менее абстрактными и более монументальными. В качестве героев на них появились персонажи из жизни — акробаты, строители, ныряльщики, которые пришли из популярного среди авангардистов социалистического учения. Однако Леже по-прежнему были ближе не марксистские, а гуманистические идеи. 

#14
#15

Последние годы жизни Леже читал лекции в Берне, активно выставлялся по всему миру — от Японии до США. Помимо преподавания, он работал над крупными заказами: создал дизайн мозаики и витража для Центрального университета Венесуэлы и трудился над мозаикой для оперы в Сан-Паулу. Внезапная смерть оборвала планы. Художник скончался у себя дома 17 августа 1955 года и был похоронен на городском кладбище. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%