Согласно степеням православного монашества, инок (или рясофорный послушник) — это человек, прошедший этап послушания при монастыре, работавший «во славу Божью», которому разрешено носить рясу и чётки, но который еще не постригся в монахи, не прошел обряд «малой схимы», а только готовится к этому.
#3
Савицкий К.А.
Инок
#9
#10
В одной из частных коллекций в Пензе имеется бумажный эскиз к картине «Инок», где задумчивый молодой человек смотрит вдаль, подперев голову рукой.
#11
Молодой инок на законченной картине Константина Савицкого скорее подавлен, чем задумчив, его хмурое лицо, изогнутые брови и взгляд исподлобья отражают нелегкую внутреннюю борьбу с самим собой. Голова уронена на правую руку, а левая рука сжимает пояс, как войны держат рукоять меча. Он даже не сидит, а почти лежит за столом, опершись спиной о стену кельи, где в темноте висят иконы и горит свеча.
А за излучающем свет окном ранняя весна, уже распустилась верба, природа пробуждается и зовет за собой. Душа рвется наружу, туда, где веет весенней свежестью, где жизнь, солнце и многие земные радости. Сможет ли инок окончательно посвятить себя служению богу, принести святые обеты, хватит ли ему на это сил?
Зритель становится свидетелем тяжелых раздумий человека о своей судьбе, пути и месте в жизни. Художник предстает перед нами как мастер сложного психологического образа.
А за излучающем свет окном ранняя весна, уже распустилась верба, природа пробуждается и зовет за собой. Душа рвется наружу, туда, где веет весенней свежестью, где жизнь, солнце и многие земные радости. Сможет ли инок окончательно посвятить себя служению богу, принести святые обеты, хватит ли ему на это сил?
Зритель становится свидетелем тяжелых раздумий человека о своей судьбе, пути и месте в жизни. Художник предстает перед нами как мастер сложного психологического образа.
#12
И. Васильев — предполагаемый натурщик для картины «Инок». Частная коллекция Александра и Василия Сычёвых, г. Пенза
Предположительно, для картины позировал студент К. А. Савицкого — И. Васильев, запечатленный на фотографии, сохранившейся в частной коллекции Александра и Василия Сычёвых в Пензе.
Константин Аполлонович Савицкий был не только художником, но и первым директором открывшегося в Пензе художественного училища Селивёрстова и пензенского художественного музея. В архивах русских художников сохранились письма, где он обращается к ним с просьбой прислать в дар музею свои работы.
#13
В письме К. А. Савицкого своему другу Виктору Михайловичу Васнецову 11 сентября 1898 года есть такие строки: «Русский отдел музея Пензенского художественного училища растет и приумножается. <…> Внемли моей просьбе, обогати училище. Что стоит тебе дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь». Сам Константин Аполлонович преподнос в дар музею картину «Инок», считавшуюся одной из лучших его работ.
#14
Художественное училище Селиверстова. Конец XIX — начало XX века
#15
Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Инок
Время создания
1897
Размер
89x68 см
Техника
холст, масло
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться