Иконописец, реставратор и художник-миниатюрист Александр Семёнович Сеньков (1882–1953) родился в Мстёре. Он работал в иконописных мастерских Мстёры и Москвы. Как и многим другим иконописцам, Александру Семёновичу пришлось переосмыслить свой творческий путь: в начале XX века традиционный для Мстёры промысел иконописания резко пошел на спад.
В послереволюционные годы, когда рушились привычные представления о жизни и религии и централизованно вводились новые формы быта, иконописцы стали искать другие возможности применения своего мастерства и многовековых традиций. Художники искали новые способы организации творческого процесса. Так, 23 июня 1923 года бывшие иконописцы Александр Николаевич Куликов, Николай Прокофьевич Клыков, Александр Иванович Брягин, Александр Фёдорович Котягин, Василий Никифорович Овчинников, Евгений Васильевич Юрин, Александр Михайлович Меркурьев организовали артель «Древнерусская народная живопись».
Мастера использовали традиционные иконописные приемы для украшения деревянных предметов. Они работали с полуфабрикатом (так называемым «деревянным бельем», заготовками для росписи), который привозили из города Семёнова Нижегородской губернии. Роспись изделий выполнялась в технике темперной живописи. Роспись покрывалась защитным слоем олифы — вареного масла. Художники получали заказы на изготовление расписных братин (сосудов для меда, пива, вина), ковшей, поставцов (невысоких шкафов) и матрешек для Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. Но большим спросом эти изделия не пользовались.
В поисках орнаментальных мотивов мстёрские мастера обращались к древнерусской книжной миниатюре. Постепенно их орнамент становился все разнообразнее по элементам и тоньше по исполнению. В нем появились изобразительные мотивы, сюжеты.
Солонка «Петушок» выполнена из дерева в виде цилиндра
с плоской крышкой. На крышке солонки автор изобразил петуха, стоящего
на возвышении, которое напоминает иконописную горку. Такие горки —
элементы изображения пейзажа в канонической православной иконописи — Александр
Семёнович изображал на иконах и перенес этот привычный элемент в миниатюру.
Боковая поверхность солонки заполнена орнаментальной полосой
из повторяющегося мотива — стилизованного цветка в светлом овале
на охристо-зеленом фоне.