Иконография Распятия Христова прошла сложную эволюцию, начиная с настенных росписей в христианских катакомбах.
Первые изображения (I–II века) были условны, обычно Крест заменяли якорем, а Христа представляли в образе рыбы. Исследователи дают этому два объяснения. Во-первых, опасаясь гонений, христиане прибегали к различным шифрам. Во-вторых, важной представлялась именно сакральная составляющая Священной истории, при этом земная жизнь Христа отходила на задний план.
Следующим этапом (IV век) стало изображение человеческих фигур Христа и разбойников с распростертыми, как на кресте, руками, но без самих крестов. Воздетые руки Иисуса трактовались не столько как свидетельство крестных мук, сколько как жест благословения.
В V веке на изображении появляется собственно крест, однако трактовка образа распятого Иисуса остается прежней: Его глаза открыты, тело выпрямлено и словно полно сил, Он торжествует над смертью, а не переживает ее как человек.
К VII веку на Востоке активно распространялись еретические учения, в которых выказывались сомнения в единении Божественной и человеческой природы Спасителя. На Вселенских Соборах, напротив, все чаще говорили о Богочеловеке. В результате этого противостояния в византийской иконографии сложился канон под названием Vir dolorum — «Муж скорбей». С этого времени в традиции храмового искусства вошло изображение крестных страданий, а еще позднее — совмещения страданий и триумфа.
Русское искусство иконописи достигает расцвета в XV веке. Именно тогда были созданы наиболее выразительные образы Распятия, на которые ориентировались иконописцы последующих веков.
Представленная икона выполнена в виде креста. Распятый Христос написан уже испустившим дух: Его тело бессильно провисло на кресте, глаза закрыты, губы сомкнуты, но лик при этом спокоен: свершилась не смерть, а торжество над смертью. Лицо, руки и тело Иисуса моделированы светотенью.
Глубокое символическое значение исследователи придают гвоздям, вбитым в ладони Спасителя. Это не соответствует реальности (чтобы казнимый удержался на кресте, гвозди вбивали в запястья), но акцентирует внимание молящегося на пробитых руках, которые еще недавно исцеляли больных и благословляли страждущих.
Икона происходит из церкви Рождества Христова города Балахны. В краеведческий музей Балахны поступила 28 февраля 1977 года, в 2003 году была на реставрации в Московском межобластном научно-реставрационном художественном управлении, в 2016 году — в Российской академии живописи Ильи Глазунова.
Первые изображения (I–II века) были условны, обычно Крест заменяли якорем, а Христа представляли в образе рыбы. Исследователи дают этому два объяснения. Во-первых, опасаясь гонений, христиане прибегали к различным шифрам. Во-вторых, важной представлялась именно сакральная составляющая Священной истории, при этом земная жизнь Христа отходила на задний план.
Следующим этапом (IV век) стало изображение человеческих фигур Христа и разбойников с распростертыми, как на кресте, руками, но без самих крестов. Воздетые руки Иисуса трактовались не столько как свидетельство крестных мук, сколько как жест благословения.
В V веке на изображении появляется собственно крест, однако трактовка образа распятого Иисуса остается прежней: Его глаза открыты, тело выпрямлено и словно полно сил, Он торжествует над смертью, а не переживает ее как человек.
К VII веку на Востоке активно распространялись еретические учения, в которых выказывались сомнения в единении Божественной и человеческой природы Спасителя. На Вселенских Соборах, напротив, все чаще говорили о Богочеловеке. В результате этого противостояния в византийской иконографии сложился канон под названием Vir dolorum — «Муж скорбей». С этого времени в традиции храмового искусства вошло изображение крестных страданий, а еще позднее — совмещения страданий и триумфа.
Русское искусство иконописи достигает расцвета в XV веке. Именно тогда были созданы наиболее выразительные образы Распятия, на которые ориентировались иконописцы последующих веков.
Представленная икона выполнена в виде креста. Распятый Христос написан уже испустившим дух: Его тело бессильно провисло на кресте, глаза закрыты, губы сомкнуты, но лик при этом спокоен: свершилась не смерть, а торжество над смертью. Лицо, руки и тело Иисуса моделированы светотенью.
Глубокое символическое значение исследователи придают гвоздям, вбитым в ладони Спасителя. Это не соответствует реальности (чтобы казнимый удержался на кресте, гвозди вбивали в запястья), но акцентирует внимание молящегося на пробитых руках, которые еще недавно исцеляли больных и благословляли страждущих.
Икона происходит из церкви Рождества Христова города Балахны. В краеведческий музей Балахны поступила 28 февраля 1977 года, в 2003 году была на реставрации в Московском межобластном научно-реставрационном художественном управлении, в 2016 году — в Российской академии живописи Ильи Глазунова.