Потомственные мастера-литейщики, изготовители церковных колоколов Чарышниковы упоминаются в источниках со второй половины XVIII века до 1920-х годов. В 1772 году они основали в Ярославле небольшое частное предприятие заводского типа. Заказы выполняли как на заводе, так и «на местах». Первый известный представитель династии, мещанин Иван Григорьевич Чарышников, в 1808 году выпустил «Книгу колокольного мастерства»; его же имя как владельца завода упомянуто в официальной статистике 1832 года.
В 1853–1881 годах, при внуке Ивана Григорьевича Семёне Дмитриевиче, «завод» стал мануфактурой: там установили три плавильных печи, наняли порядка 20 рабочих. Продукцию выставляли на Ростовской, Нижегородской и Ярославской ярмарках.
К 1860-м годам чарышниковское производство занимало второе место после завода Николая Афанасьевича Самгина. Однако в середине 1870-х годов Чарышниковы покинули Ярославль.
В 1880-е годы управление перешло к Сергею Семёновичу. После периода спада он перевел производство в Муром, а затем в Балахну, где и поставил новую мастерскую на окраине города. Изначально здесь числились только двое рабочих, и за несколько лет было отлито всего восемь колоколов.
Положение изменилось в начале 1890-х годов: Чарышников получил Большую серебряную медаль на Ярославской выставке, стали поступать серьезные заказы. После смерти Сергея Чарышникова в 1894 году завод перешел к его вдове Евфросинии Дмитриевне и сыновьям Александру и — позднее — Николаю. В 1905 году они выкупили каменное здание бондарного завода и основали «Торговый дом Е.Д. Чарышниковой с сыновьями», где отливали колокола весом от 20 до 300 пудов. Число рабочих не превышало 10 человек. Двигателей не было; использовали конный привод. Инвентарь оценивался в 1599 рублей 40 копеек. Все работы, требующие высокой квалификации, выполняли сами Чарышниковы.
После революции Николай Чарышников пытался продолжить дело, однако заказов было все меньше, работал он практически один и в 1926 году вынужденно уступил завод новым властям за 28 852 рубля, причем деньги, судя по документам, так и не получил.
Всего Чарышниковы отлили в Балахне около 150 колоколов, большинство из них — с богатым убранством, медалями, иконами и подробными «паспортами», где указывались фамилия заказчика, год и название церкви.
Представленный колокол был обнаружен в ходе ремонта здания бывшего клуба Картонной фабрики (ранее — здания завода), при вскрытии пола, и оттуда поступил в фонды музея.
В 1853–1881 годах, при внуке Ивана Григорьевича Семёне Дмитриевиче, «завод» стал мануфактурой: там установили три плавильных печи, наняли порядка 20 рабочих. Продукцию выставляли на Ростовской, Нижегородской и Ярославской ярмарках.
К 1860-м годам чарышниковское производство занимало второе место после завода Николая Афанасьевича Самгина. Однако в середине 1870-х годов Чарышниковы покинули Ярославль.
В 1880-е годы управление перешло к Сергею Семёновичу. После периода спада он перевел производство в Муром, а затем в Балахну, где и поставил новую мастерскую на окраине города. Изначально здесь числились только двое рабочих, и за несколько лет было отлито всего восемь колоколов.
Положение изменилось в начале 1890-х годов: Чарышников получил Большую серебряную медаль на Ярославской выставке, стали поступать серьезные заказы. После смерти Сергея Чарышникова в 1894 году завод перешел к его вдове Евфросинии Дмитриевне и сыновьям Александру и — позднее — Николаю. В 1905 году они выкупили каменное здание бондарного завода и основали «Торговый дом Е.Д. Чарышниковой с сыновьями», где отливали колокола весом от 20 до 300 пудов. Число рабочих не превышало 10 человек. Двигателей не было; использовали конный привод. Инвентарь оценивался в 1599 рублей 40 копеек. Все работы, требующие высокой квалификации, выполняли сами Чарышниковы.
После революции Николай Чарышников пытался продолжить дело, однако заказов было все меньше, работал он практически один и в 1926 году вынужденно уступил завод новым властям за 28 852 рубля, причем деньги, судя по документам, так и не получил.
Всего Чарышниковы отлили в Балахне около 150 колоколов, большинство из них — с богатым убранством, медалями, иконами и подробными «паспортами», где указывались фамилия заказчика, год и название церкви.
Представленный колокол был обнаружен в ходе ремонта здания бывшего клуба Картонной фабрики (ранее — здания завода), при вскрытии пола, и оттуда поступил в фонды музея.