В основе иконографического образа Владимирской Богоматери лежит Елеуса («Умиление»). Автором первой Елеусы был, по церковному преданию, апостол Лука: он написал образ на деревянной столешнице в доме Иосифа Обручника, и Мария благословила изображение словами:
Богоматерь Владимирская
Время создания
конец XIX века
Место создания
Российская империя
Размер
32x25 см
Техника
дерево, левкас, темпера
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#2
#3
Отныне ублажат Ми вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет.
#4
Кроме этого образца, иконописцев вдохновляло описание облика Богоматери, данное в раннехристианском апокрифе:
#5
Лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостию источены.
#6
Долгое время список иконы хранился в Иерусалимском храме; в середине V века император Феодосий Младший приказал перенести икону в Константинополь. Уже оттуда в 1131 году, при патриархе Иоанне IX Агапите, ее преподнесли в дар князю Мстиславу.
Князь поместил икону в женский монастырь Вышгорода, где она пребывала до 1155 года и прославилась чудесами.
Андрей Боголюбский забрал святыню с собой во Владимир и поставил в Успенском соборе. С этого времени икона обрела свое второе наименование — Владимирская.
В 1164 году по молитвам Владимирской Богоматери князь сумел одолеть волжских булгар. В 1185 году икона осталась невредима, когда во Владимирском соборе случился пожар, а в 1237-м — уцелела при взятии Владимира ханом Батыем.
Самое известное чудо, связанное с Владимирским образом, произошло в 1395 году. Войска Тамерлана уже прошли по Рязани и были недалеко от Москвы. По благословению митрополита Киприана москвичи пребывали в молитвенном покаянии и держали пост, перед чудотворной иконой совершались молебны. Предание гласит, что Тамерлану в это время было явлено видение: Сияющая Жена, окруженная святителями, спустилась с высокой горы и повелела ему оставить Русь. Устрашившись, он повернул свои полки.
Иконографический тип «Умиления» — самый лиричный и при этом печальный из богородичных икон. Младенец Иисус восседает на правой руке Матери, обнимая Её за шею. В объятии и соприкосновении Матери и Младенца щеками прочитываются и безграничная любовь, и единение небесного и земного, Церкви и Христа Первосвященника, души и Бога, и в то же время предвидение грядущих крестных страданий и оплакивания.
От других образов Умиления Владимирский отличается трогательной деталью — повернутой к молящемуся левой стопой, пяточкой Младенца.
Представленная икона — один из позднейших списков с чудотворного образа. Она попала в музей в 2005 году из Нижнего Новгорода.
Князь поместил икону в женский монастырь Вышгорода, где она пребывала до 1155 года и прославилась чудесами.
Андрей Боголюбский забрал святыню с собой во Владимир и поставил в Успенском соборе. С этого времени икона обрела свое второе наименование — Владимирская.
В 1164 году по молитвам Владимирской Богоматери князь сумел одолеть волжских булгар. В 1185 году икона осталась невредима, когда во Владимирском соборе случился пожар, а в 1237-м — уцелела при взятии Владимира ханом Батыем.
Самое известное чудо, связанное с Владимирским образом, произошло в 1395 году. Войска Тамерлана уже прошли по Рязани и были недалеко от Москвы. По благословению митрополита Киприана москвичи пребывали в молитвенном покаянии и держали пост, перед чудотворной иконой совершались молебны. Предание гласит, что Тамерлану в это время было явлено видение: Сияющая Жена, окруженная святителями, спустилась с высокой горы и повелела ему оставить Русь. Устрашившись, он повернул свои полки.
Иконографический тип «Умиления» — самый лиричный и при этом печальный из богородичных икон. Младенец Иисус восседает на правой руке Матери, обнимая Её за шею. В объятии и соприкосновении Матери и Младенца щеками прочитываются и безграничная любовь, и единение небесного и земного, Церкви и Христа Первосвященника, души и Бога, и в то же время предвидение грядущих крестных страданий и оплакивания.
От других образов Умиления Владимирский отличается трогательной деталью — повернутой к молящемуся левой стопой, пяточкой Младенца.
Представленная икона — один из позднейших списков с чудотворного образа. Она попала в музей в 2005 году из Нижнего Новгорода.
#7
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Богоматерь Владимирская
Время создания
конец XIX века
Место создания
Российская империя
Размер
32x25 см
Техника
дерево, левкас, темпера
Коллекция
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться