Эскиз декорации к балету Петра Чайковского «Щелкунчик» выполнила петербургская художница Марина Азизян, выпускница театрально-постановочного факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени Черкасова (сейчас это Санкт-Петербургская государственная академия).
Марина Азизян известна как живописец, график, художник-постановщик, художник-прикладник, сценограф. Представленный эскиз изображает декорацию к прологу II действия балета, сюжет которого разворачивается в рождественскую ночь. На темном фоне изображен контрастный луч мягкого света, направленный сверху вниз, который освещает улицы заснеженного городка. Ниже, под спящим городом, находится каток с празднично одетыми и катающимися на коньках фигурами — двумя взрослыми и девочкой. Над катком свисают праздничные фонарики.
Этот эскиз датирован 1979 годом. Дом-музей Чайковского приобрел его у Ленинградского академического малого оперного театра (МАЛЕГОТ) в сентябре 1984 года, о чем свидетельствуют архивные документы.
Двухактный балет «Щелкунчик» Чайковский написал по заказу Императорских театров. Работать над музыкой композитор начал в середине февраля 1891 года и закончил в июне того же года. Композиции из будущего балета впервые прозвучали 7 марта 1892 года в Петербурге во время симфонического оркестра Русского музыкального общества. Дирижировал на вечере сам Чайковский.
6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра в Петербурге прошла театральная премьера балета. В первой постановке «Щелкунчика» было два акта и три картины. Первая показывала праздник в доме родителей Мари, вторая — сон девочки, в котором Щелкунчик воевал с крысиным войском и в финале превращался в прекрасного принца, а третья — сказочный город, куда попадали Мари и Щелкунчик.
Критик Александр Бенуа писал брату Анатолию о генеральной репетиции «Щелкунчика»: «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка… великолепна и в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши».
Партию Мари на премьере исполнила Станислава Белинская, а Щелкунчика — Сергей Легат. Оба танцовщика еще учились на балетном отделении Петербургского театрального училища: Легату было 17 лет, а Белинской — всего 12.
Марина Азизян известна как живописец, график, художник-постановщик, художник-прикладник, сценограф. Представленный эскиз изображает декорацию к прологу II действия балета, сюжет которого разворачивается в рождественскую ночь. На темном фоне изображен контрастный луч мягкого света, направленный сверху вниз, который освещает улицы заснеженного городка. Ниже, под спящим городом, находится каток с празднично одетыми и катающимися на коньках фигурами — двумя взрослыми и девочкой. Над катком свисают праздничные фонарики.
Этот эскиз датирован 1979 годом. Дом-музей Чайковского приобрел его у Ленинградского академического малого оперного театра (МАЛЕГОТ) в сентябре 1984 года, о чем свидетельствуют архивные документы.
Двухактный балет «Щелкунчик» Чайковский написал по заказу Императорских театров. Работать над музыкой композитор начал в середине февраля 1891 года и закончил в июне того же года. Композиции из будущего балета впервые прозвучали 7 марта 1892 года в Петербурге во время симфонического оркестра Русского музыкального общества. Дирижировал на вечере сам Чайковский.
6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра в Петербурге прошла театральная премьера балета. В первой постановке «Щелкунчика» было два акта и три картины. Первая показывала праздник в доме родителей Мари, вторая — сон девочки, в котором Щелкунчик воевал с крысиным войском и в финале превращался в прекрасного принца, а третья — сказочный город, куда попадали Мари и Щелкунчик.
Критик Александр Бенуа писал брату Анатолию о генеральной репетиции «Щелкунчика»: «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка… великолепна и в балете даже слишком великолепна — глаза устают от этой роскоши».
Партию Мари на премьере исполнила Станислава Белинская, а Щелкунчика — Сергей Легат. Оба танцовщика еще учились на балетном отделении Петербургского театрального училища: Легату было 17 лет, а Белинской — всего 12.