В экспозиции представлены три эскиза декораций к балету Петра Чайковского «Щелкунчик», которые создала в 1979 году петербургская художница и сценограф Марина Азизян. Дом-музей Чайковского приобрел их у Ленинградского академического малого оперного театра (МАЛЕГОТ) в сентябре 1984 года, о чем свидетельствуют архивные документы.
Эскиз декорации к прологу I действия художница выполнила на бумаге в смешанной технике. Работа создана с использованием гуаши и акварели приглушенных тонов. На темном фоне Марина Азизян изобразила елку, украшенную всевозможными игрушками: колокольчиками, фигурками балерин, ангелов, лебедей, деревянных солдатиков, фруктами и сладостями, расписными шарами. На полу изображены две детские фигуры: мальчик в голубой пижаме и девочка в розовом платье и чепце — главная героиня сказки Мари и ее брат Франц. С елки спускаются гирлянды маленьких колокольчиков.
По сюжету балета, в канун Рождества советник медицины Штальбаум собирает в своем доме гостей. Сам хозяин, его жена и дети Мари и Франц встречают пришедших на праздник. Дети с нетерпением ждут, когда под наряженной елкой появятся подарки.
Заказ на одноактную оперу и двухактный балет Петр Чайковский получил в 1890 году от дирекции Императорских театров. Композитор, находившийся на пике популярности после успешных премьер балета «Спящая красавица» и оперы «Пиковая дама», должен был написать музыку для так называемого сборного спектакля: оперу и балет планировали представить в один вечер в декабре 1891 года. Выбрать для балета сюжет сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» ему предложили директор Императорских театров Иван Всеволожский и знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. У последнего уже был примерный сценарий постановки, который, правда, сильно изменился в процессе работы.
Вскоре после начала работы над «Щелкунчиком» от него отказался Мариус Петипа. Постановку передали второму балетмейстеру Мариинского театра Льву Иванову, который ранее ставил «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» Александра Бородина и танцы в опере-балете Николая Римского-Корсакова «Млада».
Эскиз декорации к прологу I действия художница выполнила на бумаге в смешанной технике. Работа создана с использованием гуаши и акварели приглушенных тонов. На темном фоне Марина Азизян изобразила елку, украшенную всевозможными игрушками: колокольчиками, фигурками балерин, ангелов, лебедей, деревянных солдатиков, фруктами и сладостями, расписными шарами. На полу изображены две детские фигуры: мальчик в голубой пижаме и девочка в розовом платье и чепце — главная героиня сказки Мари и ее брат Франц. С елки спускаются гирлянды маленьких колокольчиков.
По сюжету балета, в канун Рождества советник медицины Штальбаум собирает в своем доме гостей. Сам хозяин, его жена и дети Мари и Франц встречают пришедших на праздник. Дети с нетерпением ждут, когда под наряженной елкой появятся подарки.
Заказ на одноактную оперу и двухактный балет Петр Чайковский получил в 1890 году от дирекции Императорских театров. Композитор, находившийся на пике популярности после успешных премьер балета «Спящая красавица» и оперы «Пиковая дама», должен был написать музыку для так называемого сборного спектакля: оперу и балет планировали представить в один вечер в декабре 1891 года. Выбрать для балета сюжет сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» ему предложили директор Императорских театров Иван Всеволожский и знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. У последнего уже был примерный сценарий постановки, который, правда, сильно изменился в процессе работы.
Вскоре после начала работы над «Щелкунчиком» от него отказался Мариус Петипа. Постановку передали второму балетмейстеру Мариинского театра Льву Иванову, который ранее ставил «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» Александра Бородина и танцы в опере-балете Николая Римского-Корсакова «Млада».