Зыряне в глубокой древности, как и все народы, исповедовали анимизм, или одухотворение природы. Следы этого состояния общества мы имеем в многочисленных зырянских сказках о животном эпосе. В этом состоянии религии зырянин думает, что животные говорят с ним, понимают его, и сам он может понимать их. Главную роль в этом эпосе играют медведь, лиса и из птиц — петух.
Гундыр носит железную рубашку, приходит ночью, обитает как под водой, землей, в горе, так и на горе, на небе. Чаще всего выходит из-под воды или прилетает в виде сьöд кымöр (чёрной тучи), лöз ру (синего тумана), сьöд тшын (чёрного дыма).
Гундыр — традиционный образ сказочного чудовищного великана с 3-мя, 6-ю, 9-ю, 12-ю, 24-мя головами. В фольклоре чаще всего имеет человеческий облик, ездит на коне, живет в доме, во дворце, выполняет хозяйственную работу и т. д. Вероятно, под влиянием русского фольклора с 40-х гг. ХХ в. иногда начинает представляться гигантским змеем, драконом. Перед битвой выдувает гумно длиной в столько верст, сколько имеет голов. Дыхание его считается нечистым — пеж лов (нечистое дыхание, душа).
Гундыр носит железную рубашку, приходит ночью, обитает как под водой, землей, в горе, так и на горе, на небе. Чаще всего выходит из-под воды или прилетает в виде сьöд кымöр (чёрной тучи), лöз ру (синего тумана), сьöд тшын (чёрного дыма).
Так как зыряне называют дракона «гундыр» от вотяцкого слова «гондыр» (медведь), то очевидно, что медведь был тотемическим животным, и они представляли дракона в виде медведя. Само понятие о драконе азиатского происхождения и, вероятно, зыряне, выйдя из своей родины, уже забыли свои представления о драконе и заменили его медведем.
Образ Гундыра в народной этимологии связывается с понятиями гу (яма), гуны, гусявны (украсть, красть), гуниктыны (проглотить, глотать), кунöр, кымöр (туча). В просторечье термин Гундыр широко применяется в качестве ругательства.
Автор игрушки — Валерий Лаврентьевич Торопов — народный мастер России, лауреат национальной премии «Душа России», заслуженный деятель искусств Международной ассоциации «Искусство народов мира», заслуженный работник культуры Республики Коми, лауреат Государственной премии Правительства Республики Коми, почетный гражданин Сыктывдинского района Республики Коми.