Доска с 111 пасами, зафиксированными В.Т. Чисталевым и его учениками в районе с. Помоздино (ныне Усть-Куломский район Республики Коми) в 1920 году.
Доска содержит 111 пас-знаков (родовых знаков), которыми пользовались жители с. Помоздино, обозначая свои охотничьи угодья, предметы быта и прочее. Эти знаки были зафиксированы Вениамином Чисталевым, в то время учителем Помоздинской школы, ставшим впоследствии писателем, членом Общества изучения Коми края. Оттиск с доски был опубликован А.С. Сидоровым в статье «Зырянские метки собственности — пасы», вышедшей на немецком языке в 1932 г. в журнале Финно-угорского общества (Финляндия). Это была первая наиболее полная научная публикация о феномене родовых знаков коми-зырян.
Слово «пас» обозначает «знак», «тамга», «клеймо», «метка», «печать», «подпись», «цифра», «буква» и т. п. В традиционном быту коми пас — знак собственности ставили с помощью зарубок, нарезок или начертаний углем, мелом, дегтем на самых различных объектах семейной и личной собственности: амбарах, лодках, охотничьих и рыболовных снастях, домашней утвари, посуде; на бревнах, жердях, поленницах дров; на мешках с зерном, счетных бирках и т. п.
Особыми пасами отмечали земельные угодья, домашний скот и птицу. Семейный пас ставили в качестве подписи на различные документы — счетные палки, палки дозорного, официальные налоговые квитанции. Пасы использовались как обереги и в качестве знака родовой собственности. Отмечали пасами и границы лесных угодий.
Л.С. Грибова определяет пас как одну из ведущих основ орнамента финно-угорских народов и выделяет несколько его назначений: знак родовой принадлежности, роль магическая (оберег), декоративная функция. По мнению исследователя, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив.
Древние зырянские знаки собственности легли в основу древнепермской азбуки — АНБУР, составленной Стефаном Пермским в 1372 году.
Слово «пас» обозначает «знак», «тамга», «клеймо», «метка», «печать», «подпись», «цифра», «буква» и т. п. В традиционном быту коми пас — знак собственности ставили с помощью зарубок, нарезок или начертаний углем, мелом, дегтем на самых различных объектах семейной и личной собственности: амбарах, лодках, охотничьих и рыболовных снастях, домашней утвари, посуде; на бревнах, жердях, поленницах дров; на мешках с зерном, счетных бирках и т. п.
Особыми пасами отмечали земельные угодья, домашний скот и птицу. Семейный пас ставили в качестве подписи на различные документы — счетные палки, палки дозорного, официальные налоговые квитанции. Пасы использовались как обереги и в качестве знака родовой собственности. Отмечали пасами и границы лесных угодий.
Л.С. Грибова определяет пас как одну из ведущих основ орнамента финно-угорских народов и выделяет несколько его назначений: знак родовой принадлежности, роль магическая (оберег), декоративная функция. По мнению исследователя, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив.
Древние зырянские знаки собственности легли в основу древнепермской азбуки — АНБУР, составленной Стефаном Пермским в 1372 году.
С распространением грамотности пасы были вытеснены инициалами и личными подписями, но в повседневном быту используются и до настоящего времени. Наиболее ярко эта традиция выражена на территории современных Корткеросского, Усть-Куломского, Удорского, Ижемского районов Республики Коми.