И за борт её бросает...
Время создания
1929
Размер
22,7x35 см
Техника
роспись по фарфору
Выставка
3
Открыть в приложении#1
И.М. Баканов
И за борт её бросает
#2
#4
Иван Баканов украсил фарфоровую тарелку миниатюрой «И за борт её бросает…» в 1929 году. Он создал сюжет на тему известной песни о Степане Разине. В музыкальном произведении есть слова: «Мощным взмахом поднимает он красавицу княжну и за борт её бросает в набежавшую волну».
#5
Художник изобразил шумную компанию приближенных Стеньки Разина. Казаки плывут на корабле по Волге. Они только что победили в столкновении с персами, и празднуют победу. Во время гулянки жестокий атаман решил утопить несчастную пленницу-княжну. И вот он уже схватил девушку и приподнял ее в воздух.
#6
Сюжет о Стеньке Разине был популярен у палехских мастеров. Но глубинная основа этой композиции исходит из древнерусской иконографии. Иван Баканов начинал как иконописец, и поэтому знал множество иконописных схем. В этой работе он вдохновлялся житийными клеймами древнерусских икон, связанных с морской тематикой. Клеймами в иконописи называются отдельные маленькие сцены, которые рассказывают истории из жизни святого, которому посвящена икона. Сцен «спасения на водах» много в житийных иконах Николая Чудотворца. Также за борт корабля выбрасывают ветхозаветного пророка Иону.
#7
У корабля и корабельщиков тоже интересная иконография: в иконах мореплаватели изображались за разными занятиями — например, с музыкальными инструментами или с оружием. Но тут Иван Баканов написал корабль не как одну из деталей большой иконной композиции — он поместил его в центр самостоятельной работы.
#8
Изюминка этой росписи — в лиричном живописном исполнении. Мастер придерживался единой цветовой гаммы, в которой преобладают нежно-сиреневые, светло-зелёные и светло-охристые тона. При этом он добавил в цветовой строй акценты: тут выделяется и цвет волн, и малиновые оттенки плаща Стеньки Разина. Исследователи отмечали, что рисунок волн схематичен и несколько грубоват — он не похож на те изысканные узоры, которые Иван Баканов создавал на лаковых шкатулках.
#9
Расписывать фарфор в Палехе начали с конца 1920-х годов. Для улучшения навыков работы с материалом Иван Баканов и его коллеги-мастера много раз посещали московский Музей керамики. Также они бывали на заводах, которые занимались выпуском фарфора. В результате творческих командировок палешане приспособились к изменению красок при обжиге и научились хорошо пользоваться белым фоном.
#10
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
И за борт её бросает...
Время создания
1929
Размер
22,7x35 см
Техника
роспись по фарфору
Выставка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться