#1
А.А. Дыдыкин
Демьянова уха
#12
#4
Аристарх Дыдыкин по праву считается самым оригинальным мастером Палеха. Он занимался лаковой миниатюрой с 1926 года, но не сразу нашел свой путь: художник столкнулся с множеством неудач, его талант признали лишь спустя время.
#6
Декоративная тарелка «Демьянова уха» создана в 1931 году. Аристарх Дыдыкин расписал её по одноименной басне Ивана Крылова. Её сюжет с юмором рассказывает, как один сосед угощает другого ухой — но дает так много кушанья, что гостю приходится попросту сбежать.
#7
Мастер проявил тонкое чувство меры при оформлении тарелки. Композиция, заключенная в круг, отличается ясностью и простотой. Три сцены, расположенные тремя ярусами, точно передают содержание крыловской басни. В первом ярусе гость Фока сидит за небольшим столом и с удовольствием уплетает из миски горячую уху. Напротив него на скамейке сидит хозяин дома Демьян.
#8
Из второй сцены становится ясно, что Фока наелся: он отложил тарелку с ложкой в сторону. Белый кот трется об его обувь, хозяйка дома кланяется гостю… Но справа Демьян вновь несет чашку с супом. Над рисунком художник расположил текст из басни:
«Я три тарелки съел. И полно, что за счёты
Лишь стало бы охоты. А то во здравье ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна! Как будто янтарем подернута она.
Потешь же, миленький дружочек!»
«Я три тарелки съел. И полно, что за счёты
Лишь стало бы охоты. А то во здравье ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна! Как будто янтарем подернута она.
Потешь же, миленький дружочек!»
#9
В последней части Фока со свистом убегает от такого гостеприимства. Ногой он опрокинул скамейку, под столом виднеется упавшая ложка. Гость улепётывает, схватив шапку руками, его кушак развевается от скорости. Сверху мастер выполнил надпись золотым цветом. В ней сказано, что, как бы бедный Фока ни любил уху, но «от беды такой» пришлось ему хватать вещи и мчаться без оглядки. Последняя строка произведения обрамляет изображение дугой: «И с той поры к Демьяну ни ногой».
#10
Стиль Аристарха Дыдыкина легко узнаваем. Мастер предпочитал пышные, витиеватые формы. Он черпал вдохновение из стиля модерн — это художественное направление как раз развивалось в начале ХХ века. Оно отличалось почти театральной красочностью и любовью к плавным линиям, напоминающим растительные орнаменты.
#11
Для яркости колорита мастер добавлял в первые плави (то есть, живописные слои) контрастные цвета. А потом по краске делал росписи сажей — черным пигментом. Золото художник всегда накладывал обильно, при этом не нанося ущерба звучности остальных цветов. Такой подход лишал произведения Аристарха Дыдыкина тонкости, но придавал художественным образам небывалую силу и эмоциональную выразительность. В миниатюре есть образы, придуманные самим художником, — например, белый кот. Благодаря животному изображение становится живее и эмоциональнее, а значит и более достоверным.
#13
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Демьянова уха
Время создания
1931
Размер
20x2,7 см
Техника
лаковая миниатюра
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться