Минея полугодовая
Время создания
1850
Размер
128,5x94 см
Техника
темперная живопись
Выставка
0
Открыть в приложении#1
Минея полугодовая
#2
#4
В иконописи Палеха часто встречаются иконы-календари, которые называются минеями. Календарная система, которая появилась на Руси после принятия христианства, была важной частью церковной жизни. Верующие люди почитали память множества святых — как византийских, так и русских.
#5
Празднование церковных событий было закреплено в Византийских книгах. Эти книги включали краткие жития святых и указывали, в какие дни положено проводить посвященные им службы. Даты были записаны в годовой последовательности, по дням. Такие книги назывались прологи, торжественники, патерики и минеи. Именно они стали основой для создания икон-миней.
#6
«Минея полугодовая» из коллекции ГМПИ была написана в 1850 году. Дата указана на тыльной стороне доски. Икона охватывает период с сентября по февраль. По вертикали она делится на две части. В центре приведены изображения наиболее прославленных икон Богоматери: «Коронование Пресвятой Богородицы», «Утоли моя печали», «Троеручица», «Избавление от бед страждущих», «Богоматерь Иверская», «Умягчение злых сердец». По обеим сторонам от них располагаются фигуры святых, над которыми прописаны церковные праздники.
#7
В древнерусском календаре первым месяцем считался сентябрь. Так повелось с 1343 года, по образцу Александрийской церкви. В 1700 году Петр I повелел перенести начало года на 1 января, но, несмотря на императорский приказ, старообрядцы придерживались устоявшихся традиций. Год в минее из коллекции ГМПИ также начинается с сентября. Ряды святых, чья память отмечается в этом месяце, расположены в левой половине сверху. На каждый месяц отведено по четыре строки.
#8
Эта икона — характерный образец палехской миниатюры середины XIX века. Несмотря на то, что пространство иконы плотно заполнено палатами, фигурами и элементами пейзажа, композиция выглядит цельной и не перегруженной. Неизвестный мастер написал фигуры свободно, в непринужденных позах. Он верно угадал пропорции и выполнил изображения в мягкой, легкой манере, при этом показав все объемы.
#9
Складки одеяний он проработал творёным золотом — от овального пятна на коленях до расходящихся по сторонам лучевидных штрихов. Лики всех персонажей написаны по традиционной схеме. Первым слоем живописи идёт тёмно-оливковый санкирь — так в иконописи называется красочный тон коричневого, зеленоватого или коричнево-розового цвета, которым покрывают лица и руки святых на первом этапе создания иконы. Затем мастер нанёс слои охр с постепенным высветлением.
#10
В колорите доминируют традиционные для Палеха цвета: охра, коричневый, красно-коричневый, киноварь, иссиня-черный, зеленый. Но многие оттенки художник соединил с белилами, отчего общий цветовой строй иконы кажется светлым. Плешане большое внимание уделяли гармоничному колориту, и это во многом способствовало цельности местных икон — в том числе и этой минеи.
#11
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Минея полугодовая
Время создания
1850
Размер
128,5x94 см
Техника
темперная живопись
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться