В первых лаковых работах палехские мастера ориентировались на тематику миниатюр XIX века. В ней преобладали мотивы сельской жизни, поэтому в 1920-е годы большое место в творчестве палешан заняли сцены земледелия и сбора урожая. Но тогда же появились и другие сюжеты: в них отразились злободневные политические события.
Иван Баканов стал одним из первых мастеров, освоивших эти темы. Его работа «Изба-читальня» — яркий пример такой миниатюры. Он создал ее в 1925 году, будучи уже опытным художником.
Избы-читальни появились в XIX веке как центры просвещения сельских жителей. При них, как правило, работали различные кружки и библиотека, зачастую люди ставили там спектакли. С первых лет советской власти их роль в жизни общества заметно возросла: правительство начало массовую ликвидацию безграмотности (ликбез) населения.
Тогда большинство людей, особенно среди деревенских жителей, не умело читать и писать. По инициативе Владимира Ленина с лета 1920 года по всей стране стали массово открываться небольшие сельские библиотеки, заработали школы грамотности. Несмотря на нехватку средств, в печать вышли новые советские буквари. Они не только учили людей грамоте, но и пропагандировали новые ценности. Учащиеся читали свои первые слова: «Мы — не рабы, рабы — не мы», «Старые времена — работа на бар. Новые времена — работа на мир».
Повсюду появились агитационные плакаты, которые напоминали о важности образования: «Книгу, товарищ, смело бери», «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь!», «Тракторист, доярка, скотник — ты без книги не работник!».
Со временем программа ликбеза достигла поставленных задач и избы-читальни утратили свое значение. К 1960-м годам на смену им пришли сельские клубы, дома культуры и библиотеки.
На лаковой миниатюре Иван Баканов изобразил посетителей избы-читальни: они листают советские газеты и журналы. На стене под кумачовой (ярко-красной хлопчатобумажной) занавеской висят три портрета: Карл Маркс, Владимир Ленин и Михаил Калинин.
Художник был великолепным колористом, его краски по своей чистоте сравнимы со средневековыми эмалями. Специалисты также отмечали особенное чувство меры в его манере: работы мастера всегда отличались гармоничностью красок и равновесием насыщенной композиции.
Иван Баканов стал одним из первых мастеров, освоивших эти темы. Его работа «Изба-читальня» — яркий пример такой миниатюры. Он создал ее в 1925 году, будучи уже опытным художником.
Избы-читальни появились в XIX веке как центры просвещения сельских жителей. При них, как правило, работали различные кружки и библиотека, зачастую люди ставили там спектакли. С первых лет советской власти их роль в жизни общества заметно возросла: правительство начало массовую ликвидацию безграмотности (ликбез) населения.
Тогда большинство людей, особенно среди деревенских жителей, не умело читать и писать. По инициативе Владимира Ленина с лета 1920 года по всей стране стали массово открываться небольшие сельские библиотеки, заработали школы грамотности. Несмотря на нехватку средств, в печать вышли новые советские буквари. Они не только учили людей грамоте, но и пропагандировали новые ценности. Учащиеся читали свои первые слова: «Мы — не рабы, рабы — не мы», «Старые времена — работа на бар. Новые времена — работа на мир».
Повсюду появились агитационные плакаты, которые напоминали о важности образования: «Книгу, товарищ, смело бери», «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь!», «Тракторист, доярка, скотник — ты без книги не работник!».
Со временем программа ликбеза достигла поставленных задач и избы-читальни утратили свое значение. К 1960-м годам на смену им пришли сельские клубы, дома культуры и библиотеки.
На лаковой миниатюре Иван Баканов изобразил посетителей избы-читальни: они листают советские газеты и журналы. На стене под кумачовой (ярко-красной хлопчатобумажной) занавеской висят три портрета: Карл Маркс, Владимир Ленин и Михаил Калинин.
Художник был великолепным колористом, его краски по своей чистоте сравнимы со средневековыми эмалями. Специалисты также отмечали особенное чувство меры в его манере: работы мастера всегда отличались гармоничностью красок и равновесием насыщенной композиции.