Эта фотография сделана 29 мая 1859 года. На ней запечатлены студенты Училища правоведения. Пётр Чайковский сидит в нижнем ряду, он шестой ученик справа. На фотографии ему 19 лет.
Композитор называл свое поступление в Училище «первым серьезным горем в жизни»: десятилетний мальчик вдруг оказался оторванным от семьи. Жившие в Алапаевске родители навещали его раз в год, а то и реже — и он страшно скучал по обожаемой матери. Семья тоже волновалась о Пете: отец постарался устроить сына «своекоштным» учеником — то есть, во время обучения его расходы оплачивали родители, а не государство. «Коштом» раньше назывались траты на содержание. При такой оплате на мальчика не распространялись общие правила. Кроме того, родители выбрали для него именно это учебное заведение, потому что там хорошо преподавали музыку.
Петр Чайковский поступил в подготовительный класс, поскольку основной курс начинался с двенадцати лет. Несмотря на тоску по дому, спустя некоторое время мальчик прижился в Училище, подружился с одноклассниками и прилежно учился. А два года спустя семья переехала в Петербург, и счастью Пети, получившего возможность видеться с родными каждые выходные, не было предела.
В Училище будущий композитор подружился с Алексеем Апухтиным — будущим известным поэтом. Апухтин был младше, но учился столь блестяще, что пропустил один класс, и они с Чайковским оказались вместе. Уже в это время Апухтин был знаменитостью Училища, его признавали очень талантливым юношей. Друзья взаимно влияли друг на друга: Петр Чайковский пристрастил друга к музыке, а Алексей Апухтин просвещал его в литературе. Дружба их сохранилась на долгие годы и после выпуска.
В 1885 году Училище правоведения праздновало пятидесятилетний юбилей. Дирекция попросила композитора написать музыку для торжественной даты, и тогда композитор создал Правоведский марш. Однако сам он считал это сочинение ничего не стоящей ерундой. В письме к Надежде фон Мекк от 27 октября 1885 года он признавался: «С одной стороны, писать эти вещи чрезвычайно скучно и неприятно, а с другой — отказать неловко».
Композитор называл свое поступление в Училище «первым серьезным горем в жизни»: десятилетний мальчик вдруг оказался оторванным от семьи. Жившие в Алапаевске родители навещали его раз в год, а то и реже — и он страшно скучал по обожаемой матери. Семья тоже волновалась о Пете: отец постарался устроить сына «своекоштным» учеником — то есть, во время обучения его расходы оплачивали родители, а не государство. «Коштом» раньше назывались траты на содержание. При такой оплате на мальчика не распространялись общие правила. Кроме того, родители выбрали для него именно это учебное заведение, потому что там хорошо преподавали музыку.
Петр Чайковский поступил в подготовительный класс, поскольку основной курс начинался с двенадцати лет. Несмотря на тоску по дому, спустя некоторое время мальчик прижился в Училище, подружился с одноклассниками и прилежно учился. А два года спустя семья переехала в Петербург, и счастью Пети, получившего возможность видеться с родными каждые выходные, не было предела.
В Училище будущий композитор подружился с Алексеем Апухтиным — будущим известным поэтом. Апухтин был младше, но учился столь блестяще, что пропустил один класс, и они с Чайковским оказались вместе. Уже в это время Апухтин был знаменитостью Училища, его признавали очень талантливым юношей. Друзья взаимно влияли друг на друга: Петр Чайковский пристрастил друга к музыке, а Алексей Апухтин просвещал его в литературе. Дружба их сохранилась на долгие годы и после выпуска.
В 1885 году Училище правоведения праздновало пятидесятилетний юбилей. Дирекция попросила композитора написать музыку для торжественной даты, и тогда композитор создал Правоведский марш. Однако сам он считал это сочинение ничего не стоящей ерундой. В письме к Надежде фон Мекк от 27 октября 1885 года он признавался: «С одной стороны, писать эти вещи чрезвычайно скучно и неприятно, а с другой — отказать неловко».
Ещё позже Пётр Чайковский написал Владимиру Стасову, что не хочет быть на торжествах в Училище правоведения, в том числе потому, что ему неприятно слышать исполнение этого марша.