На этой фотографии запечатлена Дезире Арто — великая франко-бельгийская оперная певица, которая вошла в историю как виртуозная исполнительница партий меццо-сопрано, а также репертуара драматического и лирико-колоратурного сопрано. Родилась Арто в 1835 году в семье профессора Брюссельской консерватории. Она с детства училась пению, а ее полноценный оперный дебют состоялся в 23-летнем возрасте в Парижской опере. Благодаря драматическому и вокальному талантам она быстро завоевала любовь публики и статус новой примадонны Парижа.
В 1868 году Арто приехала в Москву, чтобы выступить в итальянской оперной антрепризе Морелли. Чайковский, посетивший ее выступления, восторженно отзывался о ней как о «великой и гениальной артистке»: любимица всех европейских сцен мгновенно завоевала его сердце. Их знакомство состоялось весной того же года, а осенью стремительно развивающаяся взаимная симпатия привела к официальной помолвке. Однако окружение Чайковского и Арто не одобряло их союз. Мать певицы считала бедного начинающего композитора невыгодной партией для своей дочери. Друзья Чайковского, в особенности пианист Николай Рубинштейн, также активно отговаривали его от женитьбы. Они считали, что, сделавшись мужем известной состоятельной певицы, он будет обречен на жалкую роль спутника театральной знаменитости и в постоянных гастрольных переездах не сможет писать музыку.
Вскоре помолвка Чайковского и Арто расстроилась и без участия их близких: уехав из Москвы, через месяц певица вышла замуж за испанского баритона Мариано Падилью. После свадьбы она ездила с гастролями по Европе и выступала вместе с мужем в Италии, Берлине, Париже. Чайковский тяжело воспринял новость о ее замужестве, но в дальнейшем, когда она приезжала с гастролями в Россию, он все равно ходил на ее концерты. Встретиться им довелось лишь двадцать лет спустя, в Германии, куда Чайковский приехал в рамках дирижерского турне. На торжественном обеде певица попросила написать ей романс. Чайковский написал для нее 6 романсов. Получив этот подарок, артистка ответила: «Я желала только одну песню, а Вы щедро написали мне целых шесть. Говорят: „Щедр как король“ и забывают добавить: „Или как артист“».
Арто окончательно оставила сцену уже после смерти Чайковского, в 1899 году, после чего вплоть до самой смерти в 1907 году занималась преподаванием вокала. Среди ее учениц была легендарная шведская оперная дива Сигрид Арнольдсон.
В 1868 году Арто приехала в Москву, чтобы выступить в итальянской оперной антрепризе Морелли. Чайковский, посетивший ее выступления, восторженно отзывался о ней как о «великой и гениальной артистке»: любимица всех европейских сцен мгновенно завоевала его сердце. Их знакомство состоялось весной того же года, а осенью стремительно развивающаяся взаимная симпатия привела к официальной помолвке. Однако окружение Чайковского и Арто не одобряло их союз. Мать певицы считала бедного начинающего композитора невыгодной партией для своей дочери. Друзья Чайковского, в особенности пианист Николай Рубинштейн, также активно отговаривали его от женитьбы. Они считали, что, сделавшись мужем известной состоятельной певицы, он будет обречен на жалкую роль спутника театральной знаменитости и в постоянных гастрольных переездах не сможет писать музыку.
Вскоре помолвка Чайковского и Арто расстроилась и без участия их близких: уехав из Москвы, через месяц певица вышла замуж за испанского баритона Мариано Падилью. После свадьбы она ездила с гастролями по Европе и выступала вместе с мужем в Италии, Берлине, Париже. Чайковский тяжело воспринял новость о ее замужестве, но в дальнейшем, когда она приезжала с гастролями в Россию, он все равно ходил на ее концерты. Встретиться им довелось лишь двадцать лет спустя, в Германии, куда Чайковский приехал в рамках дирижерского турне. На торжественном обеде певица попросила написать ей романс. Чайковский написал для нее 6 романсов. Получив этот подарок, артистка ответила: «Я желала только одну песню, а Вы щедро написали мне целых шесть. Говорят: „Щедр как король“ и забывают добавить: „Или как артист“».
Арто окончательно оставила сцену уже после смерти Чайковского, в 1899 году, после чего вплоть до самой смерти в 1907 году занималась преподаванием вокала. Среди ее учениц была легендарная шведская оперная дива Сигрид Арнольдсон.