В январе 1893 года Петр Чайковский две недели провел в Одессе, куда его пригласили дирижировать концертами и присутствовать на представлении оперы «Пиковая дама». Здесь же состоялись три симфонических концерта Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) под управлением Чайковского.
В Одессе Чайковский познакомился с художником Николаем Кузнецовым, который пожелал написать его портрет. Портрет художник писал во время репетиций оперы «Пиковая дама». Композитор позировал художнику в городском театре. Свое мнение о портрете Чайковский выразил в письме художнику Владимиру Маковскому: «Портрет писался спешно, и потому в нем, может быть, нет желательной законченности в деталях, но по экспрессии, жизненности, реальности он, если не ошибаюсь, в самом деле замечателен». Картина стала одним из лучших прижизненных портретов Петра Ильича Чайковского. Написана она была за 9 месяцев до его смерти. В письме к Маковскому Чайковский просил его оказать поддержку, поскольку «Николаю Кузнецову очень хочется, чтобы портрет мой попал на Передвижную выставку… Признаться, мне и самому хочется очень, чтобы портрет попал в Петербург».
Портрет Чайковского кисти Николая Кузнецова был выставлен на XXI Передвижной выставке в обеих столицах: сначала в Петербурге в залах Академии наук, затем перевезена в Москву, в помещение Училища живописи, ваяния и зодчества. Позже картину увидел коллекционер Павел Третьяков. Он сразу назвал её «чудной» и приобрёл для своей галереи, где она находится в настоящее время. По свидетельству брата композитора Модеста Чайковского Кузнецов хотел подарить портрет Петру Чайковскому, но тот отказался. Тогда художник предложил взамен портрета выбрать любую из своих работ, и композитор выбрал этюд «Весенний пейзаж», который и сейчас находится в мемориальном доме, в спальне Чайковского.
Полотно «Весенний пейзаж» Николай Кузнецов написал за год до встречи с Чайковским — в 1892 году. Он изобразил усадьбу, окруженную зазеленевшими садами. Холст помещён в массивную деревянную резную раму.
В Одессе Чайковский познакомился с художником Николаем Кузнецовым, который пожелал написать его портрет. Портрет художник писал во время репетиций оперы «Пиковая дама». Композитор позировал художнику в городском театре. Свое мнение о портрете Чайковский выразил в письме художнику Владимиру Маковскому: «Портрет писался спешно, и потому в нем, может быть, нет желательной законченности в деталях, но по экспрессии, жизненности, реальности он, если не ошибаюсь, в самом деле замечателен». Картина стала одним из лучших прижизненных портретов Петра Ильича Чайковского. Написана она была за 9 месяцев до его смерти. В письме к Маковскому Чайковский просил его оказать поддержку, поскольку «Николаю Кузнецову очень хочется, чтобы портрет мой попал на Передвижную выставку… Признаться, мне и самому хочется очень, чтобы портрет попал в Петербург».
Портрет Чайковского кисти Николая Кузнецова был выставлен на XXI Передвижной выставке в обеих столицах: сначала в Петербурге в залах Академии наук, затем перевезена в Москву, в помещение Училища живописи, ваяния и зодчества. Позже картину увидел коллекционер Павел Третьяков. Он сразу назвал её «чудной» и приобрёл для своей галереи, где она находится в настоящее время. По свидетельству брата композитора Модеста Чайковского Кузнецов хотел подарить портрет Петру Чайковскому, но тот отказался. Тогда художник предложил взамен портрета выбрать любую из своих работ, и композитор выбрал этюд «Весенний пейзаж», который и сейчас находится в мемориальном доме, в спальне Чайковского.
Полотно «Весенний пейзаж» Николай Кузнецов написал за год до встречи с Чайковским — в 1892 году. Он изобразил усадьбу, окруженную зазеленевшими садами. Холст помещён в массивную деревянную резную раму.