Художник Иван Ендогуров родился в Кронштадте в семье контр-адмирала Российского императорского флота. В десятилетнем возрасте он потерял отца и вместе с братом и сестрой остался на попечении матери. Художественные способности Ивана проявились еще в гимназические годы. В дальнейшем, обучаясь на юридическом факультете Петербургского университета, он продолжил заниматься живописью под руководством пейзажиста Ефима Волкова, а в 1884 году поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Вскоре Ендогуров раскрылся как сформировавшийся художник: за представленные на академической выставке 1885 года произведения «Задворки», «Березовая роща» и «Ранняя весна» он удостоился поощрительной серебряной медали.
В 1890 году художник покинул Академию художеств и начал самостоятельную творческую работу. С одинаковым увлечением Ендогуров писал виды средней полосы России, пейзажи Украины, Крыма. Он успел прославиться в Мюнхене и Париже, где получил серебряную медаль на Всемирной выставке.
В 1890 году художник покинул Академию художеств и начал самостоятельную творческую работу. С одинаковым увлечением Ендогуров писал виды средней полосы России, пейзажи Украины, Крыма. Он успел прославиться в Мюнхене и Париже, где получил серебряную медаль на Всемирной выставке.
В историю отечественного искусства Иван Ендогуров вошел как мастер лирического пейзажа. Младший брат живописца Сергей также стал художником и с 1889 года экспонировал свои произведения как член Общества русских акварелистов.
Картина «Мыс Фиолент. Скала Святого Георгия», написанное Иваном Ендогуровым в 1880-х годах, относится к лучшим произведениям художника. Крымское побережье Черного моря — излюбленное место русских пейзажистов. Изображая его, художники зачастую прибегали к композиционным и живописным стереотипам, не всегда опираясь непосредственно на натуру. Однако Ендогурову удалось уйти от клише. Он выбрал переходный момент в состоянии природы и создал необычную по своему колориту картину.
Картина «Мыс Фиолент. Скала Святого Георгия», написанное Иваном Ендогуровым в 1880-х годах, относится к лучшим произведениям художника. Крымское побережье Черного моря — излюбленное место русских пейзажистов. Изображая его, художники зачастую прибегали к композиционным и живописным стереотипам, не всегда опираясь непосредственно на натуру. Однако Ендогурову удалось уйти от клише. Он выбрал переходный момент в состоянии природы и создал необычную по своему колориту картину.
Сложная цветовая разработка моря делает живописную поверхность особенно выразительной. Изобразив тончайшие нюансы голубых, жемчужных, изумрудных оттенков, Ендогуров передал изменчивость южного моря. Картина получилась воздушной, наполненной светом. Художник словно раскрыл одно из значений названия древнего мыса «Фиолент», которое можно перевести как «Божья страна».
Полотно «Мыс Фиолент. Георгиевский монастырь» во второй половине XIX века приобрел иркутский коллекционер Владимир Сукачев. В 1920 году вместе с его коллекцией картина поступила в собрание музея.
Полотно «Мыс Фиолент. Георгиевский монастырь» во второй половине XIX века приобрел иркутский коллекционер Владимир Сукачев. В 1920 году вместе с его коллекцией картина поступила в собрание музея.