Произведениям Геррита Дау, родоначальника так называемой «тонкой манеры живописи» (fijnschilderij), присуща высокая степень детализации и филигранная отточенность техники. В конце 1640-х годов в творчестве мастера портретные и жанровые сцены с пожилыми людьми сменились картинами с персонажами в оконных проемах (часто обольстительными молодыми женщинами).
Девушка с попугаем и клеткой у окна
Время создания
Около 1660–1665
Размер
24,8x18,4 см
24,8×18,4 (верх скруглен)
24,8×18,4 (верх скруглен)
Техника
Дерево, масло
Выставка
0
Открыть в приложении#1
Геррит Дау
Девушка с попугаем и клеткой у окна
#2
#3
Данная работа демонстрирует талант художника создавать пространственную иллюзию даже в небольшой композиции. Богатые заказчики были готовы платить немалые деньги за подобные произведения, что в результате привело к появлению подражателей как в Лейдене, так и за его пределами. Их привлекала не только тщательная манера исполнения, но и сам сюжет. Популярность изображений молодых женщин с попугаями достигла пика в 1660-е годы, хотя их стилистика и трактовка деталей значительно отличались у разных мастеров тонкой живописи.
#4
В XVII веке попугаи, привезенные в Европу из Нового Света, считались домашними птицами для богачей. В искусстве они несли эротический подтекст: попугай в клетке мог означать невинность, тогда как птица, выпущенная на волю, означала ее потерю.
#5
Здесь девушка выпустила попугая из клетки, по-видимому, отвлекшись на что-то невидимое зрителю. Любовный подтекст и предвкушение момента смягчаются скромным нарядом героини и ее невинной манерой. Существует по крайней мере 11 известных версий и старых копий «Девушки с попугаем и клеткой у окна».
#6
Эта работа, обнаруженная в 1955 году, скорее всего, является оригинальной, показанной в 1665-м на выставке коллекции самого известного покровителя Дау — Йохана де Би. «Пейзаж с козой» из Лейденской коллекции также был представлен в экспозиции. Де Би, член известной семьи из Лейдена, владел тремя десятками произведений Дау, что является одним из доказательств популярности художника у знатных заказчиков.
#7
Подпись к изображению попугая в клетке из книги эмблем Якоба Катса (Роттердам, 1627), гласит «Хотя свобода потеряна, он стал счастливей» (лат. Amissa Libertate Laetior)
#8
Каспар Нетшер. Дама, кормящая попугая, и паж. 1666, дерево, масло, 46×37 см. Национальная Галерея Искусств, Вашингтон
читать дальшескрыть
Девушка с попугаем и клеткой у окна
Время создания
Около 1660–1665
Размер
24,8x18,4 см
24,8×18,4 (верх скруглен)
24,8×18,4 (верх скруглен)
Техника
Дерево, масло
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться