Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское классическое искусство»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Девушка с папироской

Время создания
середина XIX века
Место создания
Российская империя
Размер
76,5x63 см
Техника
холст, масло; живопись
4
Открыть в приложении
#2

Образ девушки обращает на себя внимание прежде всего живописным мастерством автора. Работа не имеет авторской подписи, но аналогичная ей, за авторством Петра Ефимовича Заболотского, принадлежит Екатеринбургскому художественному музею. «Сыктывкарская» «Девушка с папироской» отличается от «екатеринбургской» рисунком складок юбки, кроем и тканью блузы. Также можно уловить отличие во взгляде и усиленном эффекте «подсветки» от зажженной спички.

Заболотский окончил Императорскую Академию художеств, впоследствии став ее академиком. Имя художника быстро приобрело известность. Он много работал, делая на заказ портреты и жанровые сцены. Особое предпочтение заказчики отдавали его изображениям девушек, держащих в руках зажженную лучину или свечу. Подобный прием не нов в искусстве. К нему обращались многие западноевропейские художники XVII века, близкие к кругу Караваджо и его последователей.

Привязанностью к искусственному освещению, вносящему в произведение прихотливую игру светотени, отличался и Василий Тропинин, оказавший определенное влияние на творчество Заболотского. Изображение скрытого источника освещения давало художнику возможность передать зыбкость и невещественность пространства. Особенно часто Заболотский обращался к этому приему в 1830-е годы, в период расцвета своего дарования, создав целый ряд романтических женских образов («Девушка, уснувшая при свече», «Кухарка со свечой», «Гадание на картах»). В ряду таких произведений стоит и более поздняя «Девушка с папироской».

Девушка определенно позирует, излучая обаяние юности, спешащей во взрослую светскую жизнь. Художник любуется непринужденной грацией ее естественной позы и изящных жестов.

Творчество академика живописи Петра Заболотского развивалось в русле школы мастера бытовой картины Алексея Венецианова. Образ девушки отражает социальные перемены в русском обществе второй половины XIX века. В то время появился «новый тип женщин», стремившихся получать образование и профессию. «Новые» женщины осваивали специальности, считавшиеся до этого сугубо мужскими: переводчик, журналист, редактор, врач и другие. Связано это было прежде всего с повышением уровня социальной мобильности женского населения. На волне женского движения 1860-х годов студентки и домработницы начали курить, подобно героине картины.

#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Девушка с папироской

Время создания
середина XIX века
Место создания
Российская империя
Размер
76,5x63 см
Техника
холст, масло; живопись
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%