Павел Варфоломеевич Кузнецов — крупный русский художник-символист рубежа XIX–XX веков. Впервые с искусством он соприкоснулся в мастерской отца, живописных и иконописных дел мастера. Кузнецов — ученик Константина Коровина и Валентина Серова. Учеба дала художнику круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».
В 1912 году на выставке «Мир искусства» в Москве были выставлены два натюрморта Павла Варфоломеевича — «Натюрморт» и «Натюрморт с японской гравюрой». С этого момента на всех выставках художника были представлены натюрморты.
«Натюрморт с японской гравюрой» широко известен. Другое произведение, получившее простое название «Натюрморт», экспонировалось автором и в следующем, 1913 году на выставке «Мир искусства» в Петербурге. К этому времени картина уже находилась в коллекции Сергея Кусевицкого, русского музыканта, контрабасиста, дирижера и композитора. После революции коллекция музыканта была национализирована, а сам Кусевицкий в 1920 году эмигрировал в США.
«Натюрморт» оказался на хранении в Третьяковской галерее, откуда в 1928 году был передан в Усть-Сысольск, в художественный отдел краеведческого музея Коми. В «Натюрморте» Кузнецов демонстрирует исключительную любовь к цвету, создает особый пластический мир. Композиции присуща декоративность: упрощение форм, построение колорита на контрастных цветовых сочетаниях, резкие тени. Художник пишет лаконично, опуская подробности. Кузнецова в большей степени интересует взаимосвязь предметов и создание общей гармонии.
Тем не менее на картине чувствуется некая
осязаемость, плотность изображенных предметов: можно буквально ощутить фактуру
кувшина, чашки, молочника, услышать шуршание скатерти. Это произведение,
безусловно, стало важной вехой в творчестве художника. Алла Русакова,
исследователь творчества Павла Кузнецова, считает 1912 год временем полного
овладения художником его новой системой, для которой характерны «строгая
продуманность, четкая организация ее линейной и цветовой композиции,
устоявшийся характер образного строя».