Шрифт
Цвет
Графика
Клодт М.К.
Персона

Клодт Михаил Константинович

Годы жизни: 1832–1902
#2

Михаил Константинович Клодт — классик реалистической пейзажной живописи и настоящий патриот и певец родной природы. Он одновременно был членом Товарищества передвижных художественных выставок и профессором Императорской Академии художеств. Его полотна входят в золотое собрание картин, посвященных русскому пейзажу.

Живописец происходил из известного дворянского рода Клодт фон Юргенсбург, который принес целую плеяду деятелей искусства. 

#3

Семья и начало пути

#4

Родился будущий художник в Петербурге 30 декабря 1832 (11 января 1833) года. Его отец, Константин Карлович, военный человек, был преподавателем ксилографии (гравюры по дереву) в Академии художеств, а дядя, Пётр Карлович, — знаменитым скульптором.

Юного Михаила определили на учебу горному делу, но эта сфера ему не понравилась. Будущего живописца влекло искусство, и в 1851 году он стал студентом Академии художеств. Его наставником был Максим Никифорович Воробьев, преподаватель пейзажной живописи.

Ученические работы Клодта часто экспонировались и получали награды. Успешное окончание Академии принесло ему звание художника. За «Вид в имении Загезаль близ Риги» Клодту вручили большую золотую медаль и грант на европейское путешествие для поиска вдохновения и знакомства с мастерами искусств. 

#5
«Вид в имении Загезаль близ Риги», 1858 год. Томский областной художественный музей, частная коллекция
#6

Однако Швейцария и Франция оказались ему неинтересны, их художественные традиции — чужды, а природа новых мест не вызвала отклик. Тем не менее в Бретани и Нормандии он создал несколько картин, чтобы предоставить их Академии в качестве отчета. Пребывание на чужбине тяготило художника, и он попросил использовать остатки гранта на путешествие по России.

По результатам работ, созданных после заграничной поездки, Клодту был присвоен статус академика. Полотна «Долина реки Аа в Лифляндии», «Ночь в Нормандии. Рыбаки у костра», «Баркасы на берегу во время отлива. Бретань» были написаны по академическим канонам, но в духе романтизма. Эти картины 1862 года завершили серию художника о европейской природе. После них он сосредоточился на изображении родных ему пейзажей и, благодаря увеличенной спонсорской помощи, мог продолжить путешествовать по родным краям. 

#7
«Долина реки Аа в Лифляндии», 1862 год. Государственный Русский музей
#8

Зрелое творчество

#9

Собственная живописная манера и творческий метод сложились у Клодта к концу 1860-х годов. Его работы отличались выверенной композицией, тщательной проработкой деталей, реализмом в изображении природы родного края и вписанного в нее крестьянского быта. Вдохновение и материал для своих картин художник находил в многочисленных поездках по Орловской и соседним с ней губерниям. 

#10
«Деревенский пейзаж», 1857 год. Музей имени И.И. Машкова
#11

В 1864 году живописец получил звание профессора, однако преподавательскую деятельность начал лишь в 1873 году. С конца 1870 года Клодт участвовал в правлении Товарищества передвижных художественных выставок, которое было образовано в противовес господствовавшей Академии художеств, чтобы как можно больше жителей провинции имели возможность познакомиться с новым искусством. Таким образом, ему удавалось сотрудничать с обоими лагерями.

На второй передвижной выставке Клодт представил эпическое полотно «На пашне», олицетворяющее образ могучей и необъятной России. Картина была сразу куплена Павлом Михайловичем Третьяковым для своей коллекции. Впоследствии Клодт сделал несколько копий одной из самых известных своих работ для других музеев. 

#12
«На пашне», 1872 год. Государственная Третьяковская галерея
#13

В период сотрудничества с передвижниками Клодт продолжал ездить по стране и собирать материал для новых работ. Написанные в эти годы картины передают многообразие и величие русской природы. Присутствие людей на полотнах художника вносит ноту одушевления в монументальность пейзажей. Примечательно, что героями его работ становились не только люди, преимущественно крестьяне, но и домашние животные. Художник часто писал коров — сюжет с водопоем можно встретить на многих его картинах, но при этом почти избегал лошадей, которых изображал лишь в качестве атрибута крестьянского быта. 

#14
«Вечерний вид в деревне. Орловская губерния», 1874 год. Дальневосточный художественный музей
#15

В 1878 году состоялась последняя выставка Клодта с передвижниками. После этого в товариществе произошел разлад, причиной которого были сложные взаимоотношения художника с Архипом Ивановичем Куинджи, более молодым и набирающим популярность коллегой. Оба живописца вышли из сообщества. Клодт продолжил преподавание, поездки по России и написание картин.

В период зрелого творчества работы Клодта выставлялись не только в Академии художеств и в Товариществе передвижников, но и на нескольких всемирных экспозициях в Париже, Лондоне, Вене и Филадельфии.

В конце 1880-х из-за начавшихся проблем со здоровьем он был уволен из Академии художеств и последние годы жизни провел в большой нужде. Художник умер 16 (29) мая 1902 года в Петербурге и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%