Русский художник и живописец Алексей Иванович Транковский родился в дворянской семье в Сычёвском уезде Смоленской губернии. Данных об окончании Транковским какого-либо художественного учебного заведения найти не удалось. С большой вероятностью можно сказать, что он был художником-любителем. В 1882 году Алексей Транковский посылал три картины — «Свадьба в доме русского боярина», «Пытка за ересь и староверское перстосложение в старину» и «Из народного быта, изображающая писание прошения в кабаке адвокатом деревни» — в Академию художеств с тем, чтобы его признали художником. Просьба, по-видимому, осталась без ответа. Скорее всего, Академия не ответила живописцу по политическим мотивам, из-за интереса художника к старообрядчеству.
Алексей Иванович писал в основном картины жанрового характера, а также исторические полотна. Многие работы автора, которые хранились в его родовом поместье в Смоленской губернии, были уничтожены во время гражданской войны. Остальные полотна в 1914 году удалось вывезти в Париж на выставку, где они и остались в частных коллекциях. Также работы Транковского воспроизводились на старинных открытках и как иллюстрации к книгам. В основной экспозиции Воронежского художественного музея представлена жанровая картина автора «Деревенский кулак».
На картине изображена малоприятная сцена: кто-то из родителей отправил нищего мальчика к шинкарю за алкогольным напитком. Художник акцентирует внимание на рваной одежде мальчика. Картину отличает скрупулезная проработка деталей. Исследователи отмечают, что на картинах художников без профессионального образования сложно встретить такие проработанные фактурные нюансы одежды моделей.
Полотно однозначно относится к бытовому жанру, популярному в XIX веке. В это время художники, показывавшие жизнь людей простого сословия, становились своего рода трансляторами народного мнения.
Работа поступила в собрание Воронежского областного художественного музея имени Ивана Крамского в 1933 году из Воронежского краеведческого музея. Ранее картина принадлежала крупному уральскому промышленнику Алексею Фёдоровичу Турчанинову, который приобрел полотно у самого Алексея Ивановича Транковского.