Русский художник и живописец Алексей Иванович Транковский (1847–1904) родился в семье дворян в Сычевском уезде Смоленской губернии. Данных о пребывании Транковского в каком-либо художественном заведении не обнаружено. С большой вероятностью можно сказать, что он был художником-любителем. В 1882 году Алексей Транковский посылал три картины («Свадьба в доме русского боярина», «Пытка за ересь и староверское перстосложение в старину» и «Из народного быта, изображающая писание прошения в кабаке адвокатом деревни») в Академию художеств с тем, чтобы его признали художником. Просьба, по-видимому, осталась без ответа возможно по политическим мотивам, из-за интереса художника к староверчеству. Алексей Иванович писал в основном картины жанрового характера, а также исторические полотна.
Многие работы автора, которые хранились в его родовом поместье на Смоленщине, постигла печальная участь — они были уничтожены во время гражданской войны. Остальные работы в 1914 году были вывезены в Париж на выставку, где и остались в частных коллекциях. Также его работы воспроизводились на старинных открытках, как иллюстрации к книгам.
В основной экспозиции Воронежского художественного музея представлена жанровая картина автора «Деревенский кулак». Сцена изображает частое, к сожалению, событие — бедный мальчик отправлен кем-то из родителей к шинкарю за известным продуктом. Художник особенно подчеркивает нищую одежду юного героя: на холсте отображена поразительная качественность проработки живописных деталей. Сложно представить, как художник, не получивший профессионального образования, с такой живостью воплощает фактурные нюансы одежды своих моделей.
Полотно однозначно относится к бытовому жанру, популярному в XIX веке направлению искусства. В это время художники становятся олицетворением народного мнения, показывая жизнь простых людей. Главная особенность направления — созданный автором сюжет, который раскрывается благодаря героям и отдельным деталям.
Работа поступила в собрание Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского в 1933 году из Воронежского краеведческого музея. Ранее картина принадлежала Турчанинову, который приобрёл полотно у самого Алексея Транковского.