Александр Никанорович Новоскольцев — русский художник, академик исторической живописи Императорской Академии художеств. Он родился в 1843 году в городе Землянске Воронежской губернии. В 1878 году Александр Никанорович окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и поступил в натурный класс Императорской Академии художеств. В течение учебы художник получал от Академии золотые и серебряные медали. Новоскольцев был пенсионером Академии художеств, дополнительно обучаясь в академиях разных стран Европы.
Кроме картин, Александр Никанорович писал также образа для иконостасов, выполнял эскизы мозаик для храмов. По эскизам Новоскольцева были выполнены цветные стекла для алтарных окон с изображением Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи, мозаики в храме Спаса на Крови. Образ царя Ивана IV Васильевича стал крайне популярным среди художников второй половины XIX века. В большинстве случаев Грозный изображался немолодым мужчиной со свирепым взглядом. Это описание укоренилось в общественной мысли не без участия Николая Карамзина, который так охарактеризовал Ивана IV в своей «Истории государства Российского». Часто через фигуру свирепого правителя прошлого художники того времени выражали несогласие с проводимой государственной политикой.
Образ царя на картине Александра Новоскольцева перекликается с одноименной знаменитой скульптурой Марка Антокольского. Акцент в ней перенесен на психологическую характеристику образа «мучителя и мученика». Не только страшные муки совести определяют внутреннее состояние царя, но и злоба, жажда мщения, гнев и неиссякаемая сила духа.
Новоскольцев переносит действие в царские палаты кремлевского терема, дополняя сложный психологический портрет роскошными интерьерами. Помимо эмоционально насыщенной атмосферы, художник прекрасно справляется и с передачей атмосферы исторической. Автор скрупулезно пытается воссоздать обстановку XVI века через форму мебели, декоративную резьбу, одежду и интерьерные приемы оформления помещения.
Интересна история появления работ Новоскольцева в Воронежском музее. Этюд для картины, который экспонируется рядом с итоговой работой, был приобретен в Воронеже в 1919 году за 120 рублей. В инвентарной книге значится, что средства для покупки этюда были выделены с продажи груш из музейного сада. Итоговая работа была приобретена значительно позже, в 1959 году, у ленинградского коллекционера Александра Ковылова.