Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Эпоха Рембрандта и Вермеера»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Дама, щекочущая соломинкой спящего солдата

Время создания
Около 1655
Размер
78,1x76,2 см
78,1×76,2
Техника
Холст, масло
3
Открыть в приложении
#1
Герард Терборх
Дама, щекочущая соломинкой спящего солдата
#2
В конце 1620-х годов в голландском искусстве большую популярность приобрели изображения солдат в караульных помещениях в свободное от службы время. Яркими представителями этого направления были Питер Кодде (1599–1678) и Виллем Дейстер (1598/1599 — 1635). Этот интерес возник на фоне долгой борьбы Голландии за независимость от Испании, продолжавшейся с 1568 по 1648 год. Терборх был хорошо знаком с повседневной жизнью солдат, так как в его родном Зволле располагался гарнизон, игравший важную роль в военных действиях. Художник неоднократно обращался к сюжетам из будней солдат в свободное от службы время, нередко эти сцены изображали героев за неподобающими занятиями. В 1650–1660-е годы Терборх начал включать подобных персонажей в свои изящные жанровые композиции
#5
На картине из Лейденской коллекции изображен развалившийся на стуле спящий солдат, которого мягко будит, щекоча соломинкой, молодая женщина. Оружие героя съехало на бок, шляпа упала на пол, его бесчувственное состояние, вероятно, стало результатом слишком большого количества выпивки. Жест, которым женщина будит солдата, намеренно нежный и дразнящий, — рог трубача, несомненно, был бы эффективнее. Образ спящего солдата ассоциировался с ленью и пренебрежением обязанностями, особенно когда сон был вызван злоупотреблением выпивкой. Мотив пробуждения спящего с помощью щекотки изображался и другими голландскими художниками этого периода, в том числе Кодде и Дейстером, а также утрехтским мастером Якобом Даком, и рядом других.
#6
Якоб Охтервелт. Спящий солдат. 1660-63, дерево, масло, 46×37.7 см., Городская Художественная Галерея, Манчестер
#8
Герард Терборх. Спящий солдат, ок. 1656-57, холст, масло, 63,5×55 см. Музей Тафт, Цинциннати
#4
Первоначально, когда картина была приобретена для Лейденской коллекции, она приписывалась ученику Терборха Каспару Нетшеру, однако тщательная прорисовка костюмов и деталей обстановки свидетельствует о том, что полотно исполнено самим мастером. Эта атрибуция подкрепляется гравюрой Уильяма Шевалье 1836 года, в которой фиксируются такие мельчайшие детали, как глиняные трубки на полу, и на которой внизу слева помещена надпись «Терборх».
#7
Уильям Шевалье по Герарду Терборху, «Горнист». Репродукционная гравюра, 1836. Центр Британского искусства, Йейль
#9
Фрагмент, Уильям Шевалье по Герарду Терборху, «Горнист». Репродукционная гравюра, 1836. Центр Британского искусства, Йейль
читать дальшескрыть

Дама, щекочущая соломинкой спящего солдата

Время создания
Около 1655
Размер
78,1x76,2 см
78,1×76,2
Техника
Холст, масло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%