Кроме канонических текстов Библии, официально признанных отцами Церкви, существует большое количество апокрифов (от греч. ἀπό-κρῠφος — «тайный, скрытый»). Эти тексты содержат сведения из Священной истории, почему-либо признанные сомнительными. Они строго запрещены для церковного чтения, однако нередко переходят в разряд преданий, которые Церковью не осуждаются и даже могут служить иконографическим источником для некоторых образов.
Один из таких апокрифов повествует о чуде в Хонех, явленном архангелом Михаилом.
Архангел Михаил — архистратиг, стоящий над всем ангельским воинством, победоносный противник дьявола и хранитель весов, на которых взвешиваются человеческие поступки.
С представленным образом связаны два чуда, произошедшие в IV веке и объединенные в одну историю.
Предание называет местом событий Фригию, окрестности города Иераполя. В городе Лаодикии проживал некий некрещеный муж, у которого была немая дочь. Явившись ему во сне, Архангел Михаил указал на источник и открыл, что девушка обретет дар речи, испив из него воды. Чудо свершилось, после чего этот муж со всей семьей принял крещение и воздвиг около источника храм во имя Архистратига Михаила. В скором времени к чудесному месту потянулись люди, многие язычники обратились в христианство.
На протяжении 60 лет при храме служил пономарем благочестивый Архип, многих приведший к вере проповедью и образцом богоугодной жизни.
Язычники, населявшие эти места, решили погубить и храм, и его ревностного служителя. Запрудив две реки, они направили мощный поток воды в сторону храма, и Архип обратился к Архангелу Михаилу с мольбой о помощи. Тот внял молитве, явился перед праведником и огненным копьем пробил в скале расселину, куда и ушла вода.
Место явления получило название Хоны, что значит «расселина, отверстие», а само чудо стали называть «Чудом в Хонех».
Иконография этого сюжета сложилась в Византии к X веку, в русской иконописи известна с XIII века. Иконное пространство условно разделено на две части: слева стоит Архистратиг Михаил с копьем, справа — коленопреклоненный преподобный Архип на фоне храма. Водный поток пересекает изображение посередине, не причиняя вреда ни человеку, ни церкви.
Икона происходит из одной из церквей города Балахны. В краеведческий музей поступила в 1977 году, в 1993 году в Московском межобластном научно-реставрационном художественном управлении была проведена реставрация памятника.
Один из таких апокрифов повествует о чуде в Хонех, явленном архангелом Михаилом.
Архангел Михаил — архистратиг, стоящий над всем ангельским воинством, победоносный противник дьявола и хранитель весов, на которых взвешиваются человеческие поступки.
С представленным образом связаны два чуда, произошедшие в IV веке и объединенные в одну историю.
Предание называет местом событий Фригию, окрестности города Иераполя. В городе Лаодикии проживал некий некрещеный муж, у которого была немая дочь. Явившись ему во сне, Архангел Михаил указал на источник и открыл, что девушка обретет дар речи, испив из него воды. Чудо свершилось, после чего этот муж со всей семьей принял крещение и воздвиг около источника храм во имя Архистратига Михаила. В скором времени к чудесному месту потянулись люди, многие язычники обратились в христианство.
На протяжении 60 лет при храме служил пономарем благочестивый Архип, многих приведший к вере проповедью и образцом богоугодной жизни.
Язычники, населявшие эти места, решили погубить и храм, и его ревностного служителя. Запрудив две реки, они направили мощный поток воды в сторону храма, и Архип обратился к Архангелу Михаилу с мольбой о помощи. Тот внял молитве, явился перед праведником и огненным копьем пробил в скале расселину, куда и ушла вода.
Место явления получило название Хоны, что значит «расселина, отверстие», а само чудо стали называть «Чудом в Хонех».
Иконография этого сюжета сложилась в Византии к X веку, в русской иконописи известна с XIII века. Иконное пространство условно разделено на две части: слева стоит Архистратиг Михаил с копьем, справа — коленопреклоненный преподобный Архип на фоне храма. Водный поток пересекает изображение посередине, не причиняя вреда ни человеку, ни церкви.
Икона происходит из одной из церквей города Балахны. В краеведческий музей поступила в 1977 году, в 1993 году в Московском межобластном научно-реставрационном художественном управлении была проведена реставрация памятника.