Центральную часть витрины, посвященной архитектуре и городскому строительству в городах Золотой Орды, занимает горельеф Черная палата. Горельеф — это разновидность скульптурного выпуклого рельефа. Здесь изображен объемный макет хорошо сохранившегося памятника древней архитектуры в городе Болгар.
Черная палата — уникальный памятник золотоордынского зодчества, построенный из белого известняка и легкого туфа, сохранившийся до наших дней. Его назначение точно не установлено и вызывает разногласия у археологов. Возможно, это была мечеть, мавзолей, судное место, тюрьма, ханака (обитель странствующих дервишей). Здание известно под таким названием еще с 18 века.
По особенностям архитектурного строения Черная палата — традиционный пример центрического мавзолея с четырехугольным кубическим основанием. Основание переходит в полусферический купол. Исследователи ассоциируют ее с мавзолеями Средней Азии, так как она была построена с соблюдением среднеазиатских канонов строительства подобных сооружений.
Горельеф Черной палаты выполнен в виде архитектурного среза. Это позволяет рассмотреть все особенности мусульманской архитектуры, которые встречаются в постройках Волжской Булгарии.
Черная палата — уникальный памятник золотоордынского зодчества, построенный из белого известняка и легкого туфа, сохранившийся до наших дней. Его назначение точно не установлено и вызывает разногласия у археологов. Возможно, это была мечеть, мавзолей, судное место, тюрьма, ханака (обитель странствующих дервишей). Здание известно под таким названием еще с 18 века.
По особенностям архитектурного строения Черная палата — традиционный пример центрического мавзолея с четырехугольным кубическим основанием. Основание переходит в полусферический купол. Исследователи ассоциируют ее с мавзолеями Средней Азии, так как она была построена с соблюдением среднеазиатских канонов строительства подобных сооружений.
Горельеф Черной палаты выполнен в виде архитектурного среза. Это позволяет рассмотреть все особенности мусульманской архитектуры, которые встречаются в постройках Волжской Булгарии.
Здание разделено на два яруса — подвальное и основное помещения. В подвальном помещении расположились тюрбе (могилы). Это свидетельствует о том, что сооружение могло служить мавзолеем. Первый этаж также мог быть пригоден для временного заключения осужденных.
На верхнем ярусе скульптор запечатлел фигуры двух человек. Один из них стоит, второй сидит.
На верхнем ярусе скульптор запечатлел фигуры двух человек. Один из них стоит, второй сидит.
Возможно, это учитель и ученик, здание могло быть судилищем или мечетью. Высокий купольный зал освещался окнами, в подвальном помещении источники света отсутствовали.
К сооружению было подведено водоснабжение и система отопления города. На горельефе наглядно демонстрируется использование купольного покрытия, оформление стыков купола и углов стен декоративными «сотами» (мукарнас). Изразцы с орнаментом были выполнены при помощи поливной керамики.
Черная палата — одно из наиболее сохранившихся зданий золотоордынского периода в городе Болгар. Существует легенда, по которой во время вражеского нашествия здание охватил страшный пожар. В это время отчаянная девушка (возможно, булгарская принцесса) пожертвовала своей жизнью ради спасения своих близких.
Считается, что эта легенда имеет реальную основу. Здание пострадало при пожаре в 1361 году в результате налета на город золотоордынского эмира Булат Тимура. Горельеф исполнен художником Х. Х. Миннигалеевым в 2013 году. Рядом с макетом расположены плиты, добытые в результате раскопок близ Черной палаты. Такими глазурованными плитами, предположительно, были отделаны внешние стены здание. Черная палата имела пристройки и являлась центром архитектурного комплекса.
К сооружению было подведено водоснабжение и система отопления города. На горельефе наглядно демонстрируется использование купольного покрытия, оформление стыков купола и углов стен декоративными «сотами» (мукарнас). Изразцы с орнаментом были выполнены при помощи поливной керамики.
Черная палата — одно из наиболее сохранившихся зданий золотоордынского периода в городе Болгар. Существует легенда, по которой во время вражеского нашествия здание охватил страшный пожар. В это время отчаянная девушка (возможно, булгарская принцесса) пожертвовала своей жизнью ради спасения своих близких.
Считается, что эта легенда имеет реальную основу. Здание пострадало при пожаре в 1361 году в результате налета на город золотоордынского эмира Булат Тимура. Горельеф исполнен художником Х. Х. Миннигалеевым в 2013 году. Рядом с макетом расположены плиты, добытые в результате раскопок близ Черной палаты. Такими глазурованными плитами, предположительно, были отделаны внешние стены здание. Черная палата имела пристройки и являлась центром архитектурного комплекса.