После подчинения Казанского ханства Москве многие татары сменили кочевой образ жизни на оседлый, стали возводить дома, заниматься земледелием, разводить скот. Появились первые поселения, где люди жили общинами. Их возглавляли абызы — наиболее образованные, опытные, мудрые мужчины. Как правило, это были люди пожилого возраста, к которым обращались за советом. Решения по управлению общиной принимались на общих собраниях аксакалов — наиболее опытных и уважаемых старцев. Но последнее слово всегда оставалось за абызом.
Принято считать, что абыз — человек, который досконально знает Коран и умеет правильно его трактовать. На самом деле сельским абызом мог быть человек, который не умел читать и писать, но обладал житейским опытом и мог принять верное решение в сложной ситуации. Такой человек, как правило, действительно цитировал отдельные строки из Корана по памяти, его отличали духовная зрелость, чистота, праведность. В изолированных от внешнего мира татарских поселениях со временем абызы превращались в представителей местной власти, которые разрешали споры, принимали важные для общины решения, поддерживали порядок и являлись духовной опорой.
Основу духовной жизни оседлых татар составляло мусульманство, заповеди Корана передавались из поколения в поколение, и главными их хранителями были абызы. У этого слова есть и еще одно значение — учитель. Поэтому абыз, как правило, брал на себя ответственность за духовное воспитание и просвещение подрастающего поколения. Чтение религиозных книг вместе с подростками было его обязанностью, абыз прививал детям любовь к книгам и знаниям. Отношение к книге в татарских поселениях было таким же уважительным, как и к хлебу.
Инсталляция «Абыз и его ученик» воссоздает атмосферу таких занятий — непринужденную, доброжелательную. Интерьер сельской избы не отличается роскошью, но на стене висит шамаиль — каллиграфическое панно, которое считается частью национальной культуры Татарстана. На полке видна краюха хлеба, бережно укрытая тканью. Возможно, это будущий ужин абыза и его ученика, который они разделят поровну. Такое домашнее обучение было основой образовательной системы мусульман, знания от абыза к ученику передавались во время неспешной беседы, которая велась на равных.
Принято считать, что абыз — человек, который досконально знает Коран и умеет правильно его трактовать. На самом деле сельским абызом мог быть человек, который не умел читать и писать, но обладал житейским опытом и мог принять верное решение в сложной ситуации. Такой человек, как правило, действительно цитировал отдельные строки из Корана по памяти, его отличали духовная зрелость, чистота, праведность. В изолированных от внешнего мира татарских поселениях со временем абызы превращались в представителей местной власти, которые разрешали споры, принимали важные для общины решения, поддерживали порядок и являлись духовной опорой.
Быть абызом удостаивались не многие, и это звание обязывало постоянно самосовершенствоваться, быть примером для других.
Основу духовной жизни оседлых татар составляло мусульманство, заповеди Корана передавались из поколения в поколение, и главными их хранителями были абызы. У этого слова есть и еще одно значение — учитель. Поэтому абыз, как правило, брал на себя ответственность за духовное воспитание и просвещение подрастающего поколения. Чтение религиозных книг вместе с подростками было его обязанностью, абыз прививал детям любовь к книгам и знаниям. Отношение к книге в татарских поселениях было таким же уважительным, как и к хлебу.
Инсталляция «Абыз и его ученик» воссоздает атмосферу таких занятий — непринужденную, доброжелательную. Интерьер сельской избы не отличается роскошью, но на стене висит шамаиль — каллиграфическое панно, которое считается частью национальной культуры Татарстана. На полке видна краюха хлеба, бережно укрытая тканью. Возможно, это будущий ужин абыза и его ученика, который они разделят поровну. Такое домашнее обучение было основой образовательной системы мусульман, знания от абыза к ученику передавались во время неспешной беседы, которая велась на равных.