Дирхем или дирхам — старинная арабская монета из серебра, введенная в обращение во времена халифа Аль Муктадир Биллаха, который был родом из династии Аббасидов и царил в Багдаде.
Первые дирхемы были отчеканены в VII веке в Арабском халифате. В последующие столетия монеты изготавливались во всех крупных городах, расположенных на протяжении Великого Шелкового Пути. Одновременно с дирхемами на рынке ходили динары — золотые монеты. Один средневековый дирхем был равен 1/10 динара и весил около 3,9 г. Обе монеты использовали как внутри государства, так и вне его. Известны факты расчета динарами и дирхемами в Испании и странах Средней Азии, в частности, в поселении Алмату (современная Алма-Ата).
Наибольшее распространение дирхем получил в период с 800 по 1012 гг. Это была эпоха расцвета торговых отношений между Древним Востоком и странами Европы. Серебряные и золотые монеты из арабских государств ходили на рынках Северной и Восточной Европы, немного позже дирхемами можно было рассчитываться даже в Англии. Уже в конце VIII века дирхемы появились в Скандинавии и восточно-европейских поселениях викингов, что было обусловлено частыми торговыми экспедициями скандинавов по бассейнам Днепра, Волги и Дона.
Изначально на серебряной монете чеканили изображение и имя правящего халифа, однако со временем исламское религиозное общество приняло жесткие каноны, запрещающие четкое изображение живых существ: людей и животных. Поэтому в последующие годы на монетах вместо портрета правителя размещали благожелательные цитаты из легенды. В нашем случае на дирхеме можно прочесть известную фразу: «Нет Бога, кроме Аллаха, и нет у Него сотоварищей». Фразы из легенды наносились особым стилем арабского письма, который называли куфическим — по названию города, где он возник, в Ал-Куфе.
Представленный на витрине образец использовался для расчетов в Аббасидском халифате. Это было арабское государство с теократической формой правления (когда власть полностью или частично сосредоточена в руках церковной иерархии). Аббасидский халифат, основанный в 750 году, пришел в упадок в 1258 году после монгольского нашествия.
Эта монета имела хождение при багдадском халифе Аль-Муктадире, который совершил дипломатическую поездку в Волжскую Булгарию. Руководителем посольства был Ахмед Ибн Фадлан, составивший отчет о путешествии под названием «Записка». В наши дни его используют как важный источник по истории Восточной Европы Х века. Сам Аль-Муктадир прославился тем, что был слабым правителем, предпочитающим пиры и гаремные утехи решению государственных дел. Сын византийской наложницы Шагаб, халифом он стал в 13 лет и правил почти четверть века, до 932 года.
Первые дирхемы были отчеканены в VII веке в Арабском халифате. В последующие столетия монеты изготавливались во всех крупных городах, расположенных на протяжении Великого Шелкового Пути. Одновременно с дирхемами на рынке ходили динары — золотые монеты. Один средневековый дирхем был равен 1/10 динара и весил около 3,9 г. Обе монеты использовали как внутри государства, так и вне его. Известны факты расчета динарами и дирхемами в Испании и странах Средней Азии, в частности, в поселении Алмату (современная Алма-Ата).
Наибольшее распространение дирхем получил в период с 800 по 1012 гг. Это была эпоха расцвета торговых отношений между Древним Востоком и странами Европы. Серебряные и золотые монеты из арабских государств ходили на рынках Северной и Восточной Европы, немного позже дирхемами можно было рассчитываться даже в Англии. Уже в конце VIII века дирхемы появились в Скандинавии и восточно-европейских поселениях викингов, что было обусловлено частыми торговыми экспедициями скандинавов по бассейнам Днепра, Волги и Дона.
Изначально на серебряной монете чеканили изображение и имя правящего халифа, однако со временем исламское религиозное общество приняло жесткие каноны, запрещающие четкое изображение живых существ: людей и животных. Поэтому в последующие годы на монетах вместо портрета правителя размещали благожелательные цитаты из легенды. В нашем случае на дирхеме можно прочесть известную фразу: «Нет Бога, кроме Аллаха, и нет у Него сотоварищей». Фразы из легенды наносились особым стилем арабского письма, который называли куфическим — по названию города, где он возник, в Ал-Куфе.
Представленный на витрине образец использовался для расчетов в Аббасидском халифате. Это было арабское государство с теократической формой правления (когда власть полностью или частично сосредоточена в руках церковной иерархии). Аббасидский халифат, основанный в 750 году, пришел в упадок в 1258 году после монгольского нашествия.
Эта монета имела хождение при багдадском халифе Аль-Муктадире, который совершил дипломатическую поездку в Волжскую Булгарию. Руководителем посольства был Ахмед Ибн Фадлан, составивший отчет о путешествии под названием «Записка». В наши дни его используют как важный источник по истории Восточной Европы Х века. Сам Аль-Муктадир прославился тем, что был слабым правителем, предпочитающим пиры и гаремные утехи решению государственных дел. Сын византийской наложницы Шагаб, халифом он стал в 13 лет и правил почти четверть века, до 932 года.