Роспись чаши, представленной в экспозиции Русского музея, — работа выдающегося мастера хохломской росписи Ольги Павловны Лушиной (1928–2015), заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии имени И.Е. Репина.
Чаша выточена на токарном станке. Ее форма восходит к традиционной крестьянской деревянной посуде. Предмет расписан в уникальной технике хохломской росписи, использующей открытый мастерами-иконописцами прием, имитирующий золочение. Изысканные сочетания киновари и черной краски нанесены по алюминиевому фону, который сквозь слои лака дает хохломское «золото». Все это превращает обычный деревянный сосуд в произведение искусства. Свободная кистевая роспись чаши относится к типу верховой «травной» росписи, выполнена масляными красками, органично слита с округлой формой предмета. На дне — ветвь с кустиками из черных и красных травинок, унизанных изящными ягодками. На внешней стенке сосуда вьющаяся ветвь расположена горизонтально. Изысканность рисунка сочетается с живым ощущением природы.
Хохлома — старинный народный промысел деревянных изделий, получивший название от торгового села, куда свозили на продажу деревянную расписную посуду. Родина промысла — Нижегородское Заволжье, долго хранившее древние художественные традиции. В основе хохломской росписи лежит высокое мастерство растительного орнамента иконописи и рукописной книги.
Ольга Павловна Лушина — потомственный мастер, внучка знаменитого хохломского художника начала ХХ века Архипа Михайловича Серова, от которого она унаследовала мастерство травного орнамента. У Ольги Лушиной свой авторский почерк. Каждый штрих ее письма отработан до ювелирной точности. Мастер виртуозно владеет старинными приемами росписи: «под фон», «кудриной» и отличающимся особой красотой травным хохломским письмом. Любимая тема ее творчества — красота полевых трав. По сравнению с росписью мастеров прошлого Ольга Лушина пишет старинную хохломскую «травку» по-новому. Из простейших травных мазков мастер создает выразительные композиции, в которых передаются различные состояния природы, созвучные человеческим переживаниям. Выдержанный колорит черного, красного и золотого цветов подчеркивает выразительную графику «трав разметных» — орнаментальных мотивов, пришедших в хохломскую роспись из искусства Древней Руси.
Чаша выточена на токарном станке. Ее форма восходит к традиционной крестьянской деревянной посуде. Предмет расписан в уникальной технике хохломской росписи, использующей открытый мастерами-иконописцами прием, имитирующий золочение. Изысканные сочетания киновари и черной краски нанесены по алюминиевому фону, который сквозь слои лака дает хохломское «золото». Все это превращает обычный деревянный сосуд в произведение искусства. Свободная кистевая роспись чаши относится к типу верховой «травной» росписи, выполнена масляными красками, органично слита с округлой формой предмета. На дне — ветвь с кустиками из черных и красных травинок, унизанных изящными ягодками. На внешней стенке сосуда вьющаяся ветвь расположена горизонтально. Изысканность рисунка сочетается с живым ощущением природы.
Хохлома — старинный народный промысел деревянных изделий, получивший название от торгового села, куда свозили на продажу деревянную расписную посуду. Родина промысла — Нижегородское Заволжье, долго хранившее древние художественные традиции. В основе хохломской росписи лежит высокое мастерство растительного орнамента иконописи и рукописной книги.
Ольга Павловна Лушина — потомственный мастер, внучка знаменитого хохломского художника начала ХХ века Архипа Михайловича Серова, от которого она унаследовала мастерство травного орнамента. У Ольги Лушиной свой авторский почерк. Каждый штрих ее письма отработан до ювелирной точности. Мастер виртуозно владеет старинными приемами росписи: «под фон», «кудриной» и отличающимся особой красотой травным хохломским письмом. Любимая тема ее творчества — красота полевых трав. По сравнению с росписью мастеров прошлого Ольга Лушина пишет старинную хохломскую «травку» по-новому. Из простейших травных мазков мастер создает выразительные композиции, в которых передаются различные состояния природы, созвучные человеческим переживаниям. Выдержанный колорит черного, красного и золотого цветов подчеркивает выразительную графику «трав разметных» — орнаментальных мотивов, пришедших в хохломскую роспись из искусства Древней Руси.