Поселок Семино Ковернинского района.
Традиционное искусство хохломской росписи своими корнями уходит в XVII–XVIII века. Оно сформировалось на обширных лесных просторах Заволжья, где село Хохлома — центр активной торговли деревянной посудой «для крестьянской роскоши» — дало название уникальному народному ремеслу. Исстари здесь изготавливали токарную и долбленую посуду. Эти места называют также «столицей» ложкарного производства дореволюционной России.
Постепенно сложились два типа хохломской росписи: фоновый и верховой, каждый со своим набором орнаментальных мотивов, который также пополнялся на протяжении всей истории существования Хохломы.
Поселок Ковернино Нижегородской области сегодня считается родиной хохломы. Росписи ковернинских мастеров, чей крестьянский быт был неразрывно связан с деревенской природой, отличаются лаконичными традиционными образами, подсказанными самой жизнью.
Хохлома давно стала одним из символов России. Собрание произведений, украшенных хохломской росписью, в Русском музее богато и отличается высокой художественной ценностью. В него входят вещи из дореволюционной коллекции петербургского Кустарного музея, поступления середины и второй половины ХХ века — периода расцвета уникального нижегородского промысла, а также последних — сложных для этого искусства — десятилетий. Та часть коллекции, которая представлена на выставке, является показательной и максимально отражает историю и художественную неповторимость «Золотой Хохломы».
Хохлома давно стала одним из символов России. Собрание произведений, украшенных хохломской росписью, в Русском музее богато и отличается высокой художественной ценностью. В него входят вещи из дореволюционной коллекции петербургского Кустарного музея, поступления середины и второй половины ХХ века — периода расцвета уникального нижегородского промысла, а также последних — сложных для этого искусства — десятилетий. Та часть коллекции, которая представлена на выставке, является показательной и максимально отражает историю и художественную неповторимость «Золотой Хохломы».
Традиционное искусство хохломской росписи своими корнями уходит в XVII–XVIII века. Оно сформировалось на обширных лесных просторах Заволжья, где село Хохлома — центр активной торговли деревянной посудой «для крестьянской роскоши» — дало название уникальному народному ремеслу. Исстари здесь изготавливали токарную и долбленую посуду. Эти места называют также «столицей» ложкарного производства дореволюционной России.
Многие области России — страны лесов — известны художественной обработкой дерева, но именно Нижегородская земля стала родиной искусства, в основе которого лежит сложная художественная система украшения деревянной посуды с имитацией золота.
Этот метод декорирования сложился не сразу, в его основе — известный в XVII–XVIII веках художественный прием, когда иконописцы, используя порошок серебра или олова, добивались эффекта золота, покрывая икону подцвеченной натуральными красителями пожелтевшей олифой. Добиваясь той же цели, мастера, расписывавшие посуду, нашли другой способ «дешевого золота».Именно он является основой традиционной хохломской росписи и в настоящее время: хорошо просушенную деревянную форму («белье») по грунту полностью покрывают полудой — раньше оловянным, позднее алюминиевым порошком. Затем расписывают и поверху наносят прозрачную олифу (лак). После просушки-отжига при высокой температуре олифа (или лак) темнеет, и металлический порошок под ней приобретает «золотое» свечение.
Постепенно сложились два типа хохломской росписи: фоновый и верховой, каждый со своим набором орнаментальных мотивов, который также пополнялся на протяжении всей истории существования Хохломы.