Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Ярославское зодчество в изданиях начала XX века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Время создания
1915
Место создания
Ярославль
Размер
32,1x24,5 см
Техника
Типографская печать
1
Открыть в приложении
#1
Первухин Н.Г.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
#3
Книга «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» Н.Г. Первухина — первое искусствоведческое исследование одного из шедевров ярославского зодчества XVII века. Храм Ильи Пророка строился в 1647–1650 годах на средства богатых ярославских купцов Скрипиных. Известность ему принесли удивительной красоты и сохранности фрески, созданные артелью под руководством костромских изографов — Гурия Никитина и Силы Савина. Монография вышла в 1915 году в результате сотрудничества издателя К.Ф. Некрасова и Ярославского художественного общества.
#7
Фото из книги «Церковь Ильи Пророка в Ярославле».
#15
В редком уголке православной Руси не встретишь церкви «Ильи, гремящего пророка», но ни одна из них не создала ему той хвалы из камня и красок, как ярославский неведомый зодчий и пресловущие костромские-ярославские изографы.
Н.Г. Первухин, из книги «Церковь Ильи Пророка в Ярославле»
#29

Издатель

#30
Константин Федорович Некрасов (1873-1940) — издатель, общественный деятель, депутат Государственной думы Российской империи I созыва от Ярославской губернии, племянник поэта Н.А. Некрасова. В 1911 году он открыл издательство, которое стало главным делом его жизни. Оно действовало до 1916 года и оставило заметный след в русской культуре начала XX века. 
Издательская марка Книгоиздательства К.Ф. Некрасова
#8
На титульном листе, как и у предыдущего издания из этой серии, посвященного храму Иоанна Предтечи, в выходных данных значится Москва, а место печати указано на обороте титула: «Печатано в типографии К.Ф. Некрасова, в Ярославле, в количестве 500 нумерованных экземпляров»
Это библиофильское издание, каждый его экземпляр имеет номер, который указан на титульном листе.
#24

Автор

#25
Нил Григорьевич Первухин (1874-1954) — педагог, краевед, историк, музейный и архивный деятель. Он одним из первых заговорил о «золотом веке» Ярославля, пустил в обиход меткую характеристику местного купечества — «маленькие Медичи Ярославля». Он много сделал для  осознания и увековечивания такого культурного феномена как ярославская художественная школа.
Н.Г. Первухин, ГАЯО
#26
В 1915 году Первухин, уже будучи преподавателем и отцом семейства, автором ряда статей и одной монографии о памятниках зодчества, окончил Ярославское отделение Московского археологического института и защитил по храму Ильи Пророка кандидатскую диссертацию. За эту работу он получил золотую медаль и предложение читать в Ярославском отделении лекции по истории древнерусского искусства.
#19
Книга состоит из нескольких тематических разделов:
#5
  • очерк истории храма 
  • храм Ильи Пророка в Ярославле как памятник зодчества
  • Стенная роспись галереи Ильинского храма
  • главный храма Пророка Божия Ильи
  • алтарь храма Пророка Ильи и его приделы 
#9
В историческом очерке Н.Г. Первухин приводит не только сведения о строительстве храма, он пишет о предпосылках расцвета Ярославля и ярославского искусства в XVII веке. Автор отмечает сложный план церкви, включающий помимо главного храма, колокольню, галерею, два крыльца и три придела, в том числе и шатровый придел Положения Ризы, построенный специально для великой святыни, пожалованной Скрипиным в 1650 году царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом — частицы Ризы Господней. Подобный план автор возводит к традициям деревянной архитектуры.
#10
Ильинский храм, как памятник более ранней поры ярославского зодчества, наряжен сравнительно скромно, отражая в своем убранстве более вкусы деревенской Руси, еще мало тронутой западными новшествами и изысканной роскошью Востока.
Н.Г. Первухин, из книги «Церковь Ильи Пророка в Ярославле»
#12
Первухин отмечает разновременной характер фресковых росписей, участие в работе над ними нескольких артелей изографов. Как и в монографии, посвященной храму Иоанна Предтечи в Толчкове, большое внимание автор уделяется росписям галереи, поскольку здесь художники были более свободны в выборе сюжетов. Подробно описаны циклы росписей главного храма, выполненные артелью Гурия Никитина и Силы Савина, дается их искусствоведческий анализ.
#17
#14
Эта младенческая ясность творческого духа и дала Гурию, Силе и их товарищам такую легкую победу над новыми, порой значительными влияниями западного искусства; западные новизны XVII в. в творчестве Никитина и Савина так просто и естественно утратили все чуждое, противоречащее русскому пониманию величавой красоты Божьего мира в его «видимых и невидимых», что порой только сухой научный анализ откроет иноземную стихию в родной картине, полной целостного очарования.
Н.Г. Первухин, из книги «Церковь Ильи Пророка в Ярославле»
#28

Фотографии

#18
Издание снабжено многочисленными иллюстрациями. Это фотографии фресковых росписей, икон, отдельных предметов церковной утвари. Фотографии были выполнены известным фотографом, председателем Ярославского художественного общества Иваном Артемьевичем Лазаревым (1865-1933). Учитель географии и арифметики, Лазарев серьезно увлекся фотографией, и она стала его второй профессией. Он активно сотрудничал с книгоиздательством К.Ф. Некрасова.
#22
Западное крыльцо и колокольня. Фото из книги «Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле»
В книге 48 фотографий на отдельных листах, что значительно больше, чем в других изданиях этой серии. Фотографии были отпечатаны в фототипии знаменитой полиграфической фирмы «Шерер, Набгольц и К°» в Москве. Фирма эта имела богатую историю, одной из первых освоила новую отрасль фотографии — фотолитографию (или фототипию), позволявшую получать большее количество отпечатков при гораздо меньших расходах. С конца 1870-х годов она не знала себе равных в различного рода фотопечатных работах.
#27
Рисунок обложки выполнил художник Александр Дмитриевич Красотин (1878-1915). Он преподавал рисование в различных учебных заведениях Ярославля, работал преимущественно в жанре пейзажа, его картины экспонировались на выставках Ярославского художественного общества. Когда началась Первая мировая война, Красотин был призван в армию, в 1915 году он пропал без вести под Лодзью.
Обложка книги «Церковь Ильи Пророка в Ярославле»
#20
Книга хранится в отделе краеведения Ярославской областной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова.
читать дальшескрыть

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Время создания
1915
Место создания
Ярославль
Размер
32,1x24,5 см
Техника
Типографская печать
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%