Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Ярославское зодчество в изданиях начала XX века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле

Время создания
1913
Место создания
Ярославль
Размер
36,2x28,7 см
Техника
Типографская печать
3
Открыть в приложении
#17
Первухин Н.Г.
Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле
#18
Книга «Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле»  посвящена знаменитому памятнику архитектуры XVII века — храму Иоанна Предтечи в Толчкове. Это один из символов Ярославля, его внешний вид поражает разнообразием декора, а монументальная живопись относится к лучшим образцам искусства XVII века. Книга вышла в 1913 году и стала первой в ряду монографий о памятниках ярославского зодчества, появившихся благодаря сотрудничеству издателя К.Ф. Некрасова и Ярославского художественного общества.
#26
Первое место среди… драгоценных музеев-храмов Ярославля уже давно отводится церкви Иоанна Предтечи, что в Толчкове. Еще с половины XIX века Предтеченский храм привлекает живое внимание знатоков и художников, а в настоящее время является одним из самых популярных памятников русской художественной старины.
Из рекламного проспекта издания «Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле»
#52

Издатель

#42
Издательская марка Книгоиздательства К.Ф. Некрасова
Константин Федорович Некрасов (1873-1940) — издатель, общественный деятель, депутат Государственной думы Российской империи I созыва от Ярославской губернии, племянник поэта Н.А. Некрасова. Книгоиздательство, созданное в 1911 году, стало главным делом его жизни. Оно действовало до 1916 года и оставило заметный след в русской культуре начала XX века. 
#44
Контора находилась в Москве, а типография — в Ярославле, где до 1916 года жил и сам издатель, все книги печатались именно здесь. Место печати указывалось на обороте титульного листа: «Печатано в типографии К.Ф. Некрасова в Ярославле». 
#46
Будет ли это издание единичным или послужит началом целой серии «Памятников древнего русского искусства», покажет будущее.
К.Ф. Некрасов, из вступительной статьи к книге «Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле»
#50
В 1912 году у К.Ф. Некрасова возникла идея создать в Ярославле музей древнерусского искусства, его коллекция погибла во время подавления белогвардейского восстания в июле 1918 года. В ходе обсуждения музейных планов было решено выпускать книги о памятниках древнерусского искусства. Был напечатан рекламный проспект с кратким планом книги «Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле» и образцом иллюстраций. Планировалось выпустить 450 нумерованных экземпляров. Цена книги по предварительной подписке составляла 12 рублей 50 копеек с пересылкой и доставкой. После выхода в свет цену предполагалось увеличить до 16 рублей. На обороте последней страницы книги мы видим издательскую марку и цену — 16 рублей.
#43

Автор

#48
Н.Г. Первухин, ГАЯО
Нил Григорьевич Первухин (1874-1954) — педагог, краевед, музейный деятель, знаток искусства древнего Ярославля. Он одним из первых заговорил о «золотом веке» Ярославля, пустил в обиход меткую характеристику местного купечества — «маленькие Медичи Ярославля». Трудно переоценить его заслуги в осознании и увековечивании такого культурного феномена как ярославская художественная школа.
#49
Упоение зодчеством охватило горожан в этот золотой век жизни Ярославля. Словно в Италии цветущей порой Возрождения, именитые граждане, богатые купцы, приходские общины, родовитые князья, даже смиренные схимонахи истощают свои средства, дабы украсить родной город новой каменной хвалой Вседержителю.
Н.Г. Первухин
#30
Книга состоит из нескольких тематических разделов:
#31
  • очерк истории храма
  • храм Иоанна Предтечи как памятник зодчества
  • настенное письмо в притворах храма
  • стенопись главного храма
  • алтарь и боковые приделы
  • редкие иконы в храме Иоанна Предтечи
#29
Автор детально рассматривает архитектурные особенности храма, отмечая черты характерные для ярославской архитектурной школы, приемы деревянной архитектуры, воплотившиеся в камне, и черты, появившиеся под влиянием стиля барокко, например, «страсть к показным — „игрушечным“ постройкам». Первухин пишет о местном происхождении фигурного кирпича, украшающего фасады храма, в Ярославле были изготовлены и изразцы — «нежные „кафли“, своими сказочными цветами и птицами оживившие красный ковер кирпичной отделки»
#37
Ни один ярославский храм не покрыт такой ажурной декорировкой, которая нежит и веселит своим изящным своеобразием. Мы видим в ней высшую точку достижения вековой задачи русского каменщика, с тяжелым кирпичом в руке воплощавшего свои грезы о кружевной резьбе деревянного дела.
Н.Г. Первухин, из книги «Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле»
#38
Большое внимание Н.Г. Первухин уделяет стенописям храма, отмечая, что росписи храма Иоанна Предтечи — «колоссальный памятник ярославского стенного письма». Подробно рассматриваются росписи всех частей храма, начиная с галерей, где художники были более свободны в выборе сюжетов. Автор отмечает не только русские, но и западные источники некоторых сюжетов, наличие в деталях фресок множество реалий быта XVII века. 
#33
Фотографии из книги «Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле»
#39
Фреска «Царь Федор Алексеевич и его сестры в Толгском монастыре». Фото из книги «Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле».
Описывая фреску, изображающую молодого царя Федора Алексеевича с сестрами в Толгском монастыре под Ярославлем, Первухин отмечает, что художник пытался «придать лицам 
царского семейства портретное
сходство и нарисовать подлинные костюмы, из которых особенно типичен женский».
#51

Фотографы

#32
Издание снабжено многочисленными иллюстрациями. В книге 34 фотографии на отдельных листах. Они воспроизведены методом фототипии. Это фотографии внешнего убранства храма, фресковых росписей, отдельных икон и церковной утвари. Они были выполнены известным ярославским фотографом, председателем Ярославского художественного общества Иваном Артемьевичем Лазаревым (1865-1933) и художниками Петром Васильевичем Мосягиным (1880-1960) и Сергеем Федоровичем Шитовым (1880-1942). Печатались иллюстрации на отдельных листах  в Москве в фототипии фотографа Петра Петровича Павлова (1860-1924).
#55
На книгу обратили внимание столичные журналы. Рецензия критика Всеволода Дмитриева была опубликована в десятом номере журнала «Аполлон» за 1913 год.
#54
У нас не было изданий, разбирающих эту занимательную страницу древнерусского искусства. «Церковь Иоанна Предтечи» является первым публичным изданием в этой области. Книга издана очень тщательно и иллюстрирована рядом отчетливо воспроизведенных фотографий.
Вс. Дм.
#40
Книга хранится в отделе краеведения Ярославской областной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова.
читать дальшескрыть

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле

Время создания
1913
Место создания
Ярославль
Размер
36,2x28,7 см
Техника
Типографская печать
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%