Погрудное изображение императора Александра II располагается на круглом постаменте. Характерная особенность этого бюста — погоны генерал-майора свиты Его Императорского Величества при свитской форме с вензелем Николая I. Постамент литой: верхняя его часть округлая и имеет вид колонны, установленной на полое восьмигранное основание на округлой базе. На внутренней стороне базы под гербом «Кас.1908» расположилась подпись формовщика: «Θ. Самойлин». Двуглавый орел проставлялся на изделиях Каслинского завода в период с 1896 по 1910 год.
История каслинского литья началась в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков за 150 рублей приобрел 250 тысяч десятин земли и основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место было выбрано богатое чугуном и формовочным песком, а также древесиной для производства угля. Когда завод перешел во владение Демидовых в 1751 году, каслинские чугунные изделия уже были широко известны в Европе и Азии. Следующим владельцем завода был вольный купец I гильдии Лев Расторгуев: он заплатил за завод 700 тысяч рублей. Талантливый управленец за годы своей работы увеличил известность каслинского чугунного литья. С 1809 года он и его наследники привлекали на производство новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Так были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств Михаил Канаев и Николай Бах, которые позже организовали художественную школу при заводе.
1860–1890 годы стали временем расцвета каслинского чугунного художественного литья. В этот период Каслинский литейный завод получил Малую золотую медаль Вольно-экономического общества в 1860 году, участвовал в выставках в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже, Лондоне и других городах мира. Особым историческим событием для Каслинского завода стала Парижская всемирная выставка прикладного искусства 1900 года, для которой мастера завода отлили огромный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Евгения Баумгартена. Центральным элементом павильона стала скульптура Николая Лаверецкого «Россия», расположенная при входе и изображающая женщину-воина, которая оберегает мир и готова к новым победам. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду.
На выставке было много желающих купить павильон, однако все покупатели хотели приобрести его только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и саму статую. Российские уполномоченные доверенные лица согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного — они отказались продать скульптуру, которая символизировала Российскую империю, и заявили: «Россия» не продается!». Сделка не состоялась, статуя вместе с павильоном вернулась в Россию. После этого долгие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях.