Бюст Екатерины II по модели Ж.Д. Рашета, восходящей к мраморному оригиналу Шубина 1783 г.
Жан-Доминик Рашетт (1744–1809) — русский скульптор, француз по происхождению, выпускник Королевской академии художеств в Копенгагене, академик и профессор Императорской академии художеств.
В 1779 году был приглашен в Россию генерал-прокурором князем А.А. Вяземским в качестве модельмейстера Императорского фарфорового завода в Петербурге и заведовал скульптурной частью до 1804 года.
Творчество Ж.-Д. Рашетта определило развитие аллегорической, мифологической, жанровой и портретной скульптуры.
В 1793 году Ж.-Д. Рашетт исполнил модель для бюста императрицы Екатерины II по мраморному оригиналу Ф.И. Шубина (1783).
Бюст был выполнен в терракоте и бисквите.
Автор оригинала — Федот Иванович Шубин (1740–1805) — наиболее значительный русский скульптор XVIII века, представитель классицизма. Преимущественная часть его скульптурных работ исполнена в форме бюстов. Шубину принадлежит целая галерея скульптурных портретов Екатерины II, исполнявшихся в разное время, от начала 1770-х до середины 1790-х годов. Особенно часто варьировалось погрудное изображение с Андреевской лентой и лавровым венком, аналогичные бюсты иногда изображались на живописных портретах фаворитов и приближенных императрицы.
Воплощенный в фарфоровой модели Рашета портрет Екатерины II представлен на письменном столе в экспозиции «Кабинет».
Бюст погрудный, голова ¾ вправо, легкая улыбка на губах, на щечках — легкие продольные ямочки; тяжелый подбородок со складкой. На плечах локоны, ниспадающие от задней части прически, в виде валика, обхваченного у основания лентой, на котором держится диадема и две сходящиеся вверху лавровые ветви, и уложенной на затылке и перехваченной посредине лентой густой пряди волос.
Грудь прикрывает лиф платья с глубоким декольте, образуя по центру небольшую складку.
Подставка выполнена из фарфора в виде вазы с круглым граненым туловом, грани которого выделены золотом, с золотыми ободками по нижнему и верхнему профилю.
По центру тулова подставки в овале, обрамленном золоченым лавровым венком, на белом поле золоченый же вензель Екатерины II под короной. Вензель выполнен в виде яркой цветочной гирлянды. Золоченое по кромке горлышко служит основанием для бюста.
Плинт также по граням и углам золоченый. На внутренней части плинта на белой глазурованной части клеймо синим в виде ромба с витиеватыми линиями (перекрещенные концы снизу и сверху, с круглой петелькой по бокам). Под клеймом цифра синим «2000».
А.Н. Оленин с большим пиететом относился к императрице Екатерине II, считая ее выдающейся женщиной эпохи.